PDF версия
HTML версия
Судьба окраинной Шотландии –
оставаться в составе Великой Британии.
Судьба Украины – оставаться окраиной в центре Европы.
Герман Янушевский,
системный аналитик
Судьба Шотландии и судьба Украины
Итоги референдума в далекой Шотландии о независимости от Англии, которая всего 300 лет назад всеми правдами и неправдами добилась присоединения к себе Северных территорий – Шотландии, для сегодняшней России не имеют практически никакой значимости. Мы же и без того понимаем право народов на самоопределение и независимость как незыблемое, мы и так понимаем, что преступлением против народа является применение искусственных политтехнологий по организации искусственных «революций» и вооруженного свержения законных правительств. Поэтому мы для себя можем лишь констатировать важность политического и военно-силового невмешательства в естественный ход истории.
И с этой точки зрения Россия приобрела прецедент – образец решения в частности, внутринациональных проблем. Мы, однако, не будем строить догадки по поводу легитимности проведения самого референдума, хотя возникают вопросы о противоречии количества избирателей, зарегистрировавшихся «вчера», и количеством реальных участников сегодня. 93% зарегистрировавшихся и 87% проголосовавших. Человек незадолго сам зарегистрировался как участник референдума, а сегодня на референдум не явился. Может быть, просто счетчики игнорировали те 6–7% бюллетеней с ответами «да»? Да и могло ли английское правительство отдать на произвол судьбы столь важную исторически проблему? Вряд ли.
К тому же даже CNN поиздевалась над уровнем мошенничества при подсчете голосов, указав что в голосовании приняли участие 110% зарегистрировавшихся избирателей. А вся американская пресса полна доказательств мошенничества при подсчете голосов. Вот только почему наша либеральная пресса молчит об этом?
Великобритания, как законодательница демократических мод, дала миру важнейший прецедент, который заключается в том, что она признала право своего (как и любого чужого) субъекта, на самоопределение. Теперь примеру Шотландии могут последовать жители и других «спорных» территорий в Европе, например каталонцы. Теперь полностью легитимизируется и крымский референдум, и в Новороссии. Теперь и остальные русскоязычные области Украины могут проводить свои референдумы о независимости. Какие блестящие перспективы!
Любителям же противопоставлять народ, живущий по Днепру с искусственно присоединенными справа и слева прилегающими территориями, как отдельный самостоятельный древний народ – «украинцы» от всей остальной восточно-европейской территории с русским населением надо посоветовать заглянуть в историю вообще и историю вопроса в частности.
Огромная территория от Волги до Галицкой Руси исстари была заселена русскими. И ныне Черное море население тех древних веков называло тоже Русским морем. Как таковая государственность определялась традиционно властью русских княжеских родов, где каждый город – княжество. А вся Русь звалась Гардарика – страна городов. Вся Западная Русь после перемещения столицы и Патриархата из Киева в Москву, оказавшись как бы «ничейной», стала на протяжении четырех столетий, с ХIII по ХVII в. одним большим полем битвы за овладение ее выгодно расположенной территорией – центром Европы.
Пока ослабленные монголо-татарским игом среднерусские княжества решали свои проблемы, всю Западную Русь грабили то татары, осевшие в Таврии, то турки, то поляки, то ливонцы. Грабили то по отдельности, то в союзах. В XIV в. прекратилась русская галицко-волынская княжеская династия, а князем становится литовский князь Любарт, затем началось наступление Литвы на Поднепровье, Киевщину, затем в Литву вошли Брестский, Владимирский и Луцкий уделы. Литовские князья твердили, что «вся Русь просто должна принадлежать литовцам». Интересен факт, что на всех этих территориях – Литовского княжества – действовала все же «Русская правда», т.е. «Правда Ярослава» (1016 гг.).
Вскоре серьезную конкуренцию литовцам составили поляки, которые начали захватывать поначалу более западные земли бывшей Киевской Руси. По примеру последних литовских князей польский король Казимир называл эти земли «королевством Русским» (но не украинским), имея в виду в составе Речи Посполитой. Но ни литовские, ни польские правители не создавали государственность на этих русских землях. Они так и оставались на многие годы перифериями, окраинами сначала Литвы, а затем Польши. Так там закабалялся, терял свою русскую идентичность, менял язык и культуру русский народ.
Начиная с ХVI в., когда устанавливалось крепостное право, и формировалось беглое от него население на этой периферии – окраинах – русское казачество. Русская монархия никогда не претендовала на любые казацкие земли. Ведь на то они и казацкие. Что Донские, что Терские, что Запорожские казаки были свободными, не подчиняющимися царю и царским законам, тем же русским людям.
Царю было выгоднее отдать им свободные земли по окраинам государства, свободу самоуправления в обмен на военную службу по охране границ и участия в военных действиях. Отток крестьянского разрастающегося населения из центра на окраины царю был выгоден. У казаков даже кони и вооружение были свои личные. Поэтому русским царям и не было необходимости их «завоевывать».
Вплоть до середины ХVII в. западные славяне, не имевшие своей государственности заботами Польши и Литвы оказывались девкой для пользования. Вместе с тем, одно антипольское восстание казачества следовало за другим. Обращения о принятии запорожского казачества в подданство русского государя поступали в Москву в течение двух десятилетий неоднократно, а первое от гетмана запорожского казачества Богдана Хмельницкого, поступило в июне 1648 года. И только в результате шестилетней войны против поляков в 1654 г. 8 (18) января в Переяславле с утра состоялся тайный старшинский совет запорожского казачества, а затем того же дня – генеральный военный совет, в котором приняли участие представители 14 из 17 территориальных (удельных) казацких полков, а также жители Переяславля. Б. Хмельницкий просил царя Алексея Михайловича принять под свое крыло народ – запорожское казачество, а не некое государство. Это был мощный удар по Польше, с которого начались ее упадок и дальнейший раздел.
Весьма примечательна процедура перехода запорожского казачества «под руку русского царя». После чего казаки принесли присягу русскому государю. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя Алексея Михайловича гетману тут же были вручены грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Так и произошло воссоединение русских с русскими.
В форме прошения («челобития») царю написали список из 11 пунктов (Мартовские статьи), который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.
После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях Западной Руси (Запорожского казачьего войска) для принятия присяги от населения на верность царю. согласно данным русского посольства присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).
Отказались присягать из православных лишь сторонники бывшего гетмана Барабаша, назначенного польским правительством и затем утопленного реестровыми казаками вместе с другими шляхетскими начальниками в битве под Желтыми Водами.
В результате продолжившейся войны, длившейся с 1654 по 1667 г. часть православного населения Речи Посполитой тоже присоединилось к Русскому царству, но уже при Петре I новые и тоже неудачные попытки завоевания Западной Руси, делали шведы. Чем все закончилось, знают все.
Вот как можно говорить о независимости русских западных территорий, не зная хотя бы того, что максимально сжато изложено здесь?
Российская империя в ХVII в. максимально демократично, говоря современным языком, приняла прошение народов Западной Руси снова войти в ее состав. Как и современная Россия приняла в свой состав народы Крыма. Не территорию, как Англия Шотландское королевство, а именно народы по их прошению! Как и Грузинское царство, княжества армян, многие народы Сибири.
Главный вывод – никакого понятия об «Украине» и «украинцах» вплоть до 1917 г. не существовало. Было лишь презрительное бытовое отношение поляков к тому русскому народу, который жил на периферии, на краю «великой Речи Посполитой», – окраинцам. Россия эти территории называла Малороссией. Такое же отношение к русским поляки проявляли и в Смутное время, пытаясь и всю Русскую империю подмять под Посполитую.
А те, кто в годы интервенции и Гражданской войны стал называть Киевские земли Украиной, сами того не желая, это презрительное –
«ОКРАИНА» (польск. – ву-крайна»), возвели в ранг названия своего государства. Каков унизительный смысл, таково сегодня и государство – Украина. Девка для пользования. Так и лезет на европейскую панель.
Не было такого ни народа, ни государства. Желающие могут рассмотреть карты Западных территорий Российской империи и за 1800-е, и 1900-е годы. Не поленитесь, потратьте несколько минут. Государство на Западной Руси было не нужно никому. Кроме… Как оказалось, новой русской империи – РСФСР – СССР!
Именно советская власть впервые в истории собрала в одну кучку и крайне западные народы, потерявшие русскость, но так не приобретшие ничьего другого менталитета, до исконно русских земель и народа Центральной России. Получилась коммунальная квартира. Но она могла существовать, как и все коммуналки, только в условиях взаимоуважения разностей, только в условиях СССР. Пришедший капитализм такими способностями не обладает. Пришли индивидуализм, конкуренция, взаимонеприязнь. Народ терпел до тех пор, пока национальная идентификация не превратилась сначала в ультранационализм, а затем в нацизм чистой воды. Попытки уничтожения многообразия привели к мощному утверждению самобытности Юго-Востока.
Такова диалектика исторического процесса. На каждый чих» всегда есть «будь здоров». На каждое действие всегда есть противодействие. Но законы развития надо изучать и руководствоваться ими, а не ломать историю через колено по своему усмотрению.
Збигнев Бжезинский точно подметил, предупреждая мировой олигархат, что «глобальное политическое пробуждение» в комбинации с борьбой среди элит угрожает пустить под откос продвижение к единому мировому правительству». Это означает и единое мировое государство. Вдумайтесь! Мировая идеология, мировые ценности и мировые законы. И действительно, народы посыпаются, децентрализуются, самоидентифицируются, а общество атомизируется. Самоуничтожающее противоречие капитализма в том и состоит, что он хочет подмять под себя весь мир, лишив его многообразия, а сам по себе есть общество разделенное. О самоопределении говорят множество народностей в Европе и даже некоторые штаты в США.
На Большой печати и гербе США отображены три фразы: «Annuit Coeptis – Novus Ordo Seclorum – E Pluribus Unum», что в целом означает: «Всевышний предназначил нам построить новый мировой порядок – от множественности к единому» (от плюрализма к единомыслию).
Реализуя эти принципы, за почти 250 лет США совершили 80 агрессий против других стран, организовали ряд «цветных революций» по свержению законных режимов. Что украинские нацисты пыжатся доказать величие своего ничтожества, что американские вынуждены постоянно декларировать свое величие. И то и другое вызывает только снисходительную улыбку, но привести может и к третьей мировой войне. Если мир не признает сам их права на исключительность.