Если на братских могилах горят Вечные огни, значит, это кому-то нужно?

Печать

С каждым годом ветеранов войны становится всё меньше. Что поделать, годы берут своё. Сейчас эстафету Памяти приняли уже внуки и правнуки. В социальных сетях и на персональных сайтах в  Интернете ведутся жаркие дискуссии, есть много интересных идей и проектов как в рамках поискового движения, так и в вопросах увековечивания памяти о погибших защитниках Родины.

Отдельными энтузиастами буквально по крупицам восстанавливаются боевые летописи дивизий, полков, а порой даже отдельных подразделений. Благодаря этим исследователям мы можем приоткрыть ранее неизвестные страницы войны. Но при этом следует заметить, что вместе с позитивными достижениями существует и обратная сторона, когда незаметно, исподволь, порой умело маскируясь под «достоверные архивные» источники, в социальные сети, в публикации СМИ, в телепередачи вбрасываются сведения, ставящие под сомнение то или иное событие военной поры.

Как пример этому можно привести  Зою Космодемьянскую и полемику вокруг подвига, совершенного в 1941 году. Как говорят, «правда восторжествовала», а вот нехороший осадочек  остался. И таких, с позволения сказать, «примеров» при желании можно привести множество. Более того, как грибы после дождя стали появляться «новые» историки, целенаправленно высказывающие мысли, ставящие под сомнение не только сам факт агрессии гитлеровской Германии и ее союзников против Советского Союза и европейских государств, но при всём этом откровенно порочащие командование Красной армии, отрицающие факты массового героизма и самопожертвования бойцов и командиров. А что делать с многочисленными «учебниками истории»,  где история нашего Отечества преподносится тенденциозно, с негативных позиций? Где явно просматривается преклонение перед «западной цивилизацией». Всё это мы уже проходили ранее.

Однако, как мне кажется, наибольшую опасность для нашего общества представляют не эти «горе-историки» и «писатели», а формализм, равнодушие и откровенная дремучесть наших чиновников. Порою вред от их, с позволения сказать, «патриотической деятельности», во сто крат опаснее, чем происки откровенных недругов. Если обратить внимание на наше недалекое прошлое, можно отметить, что в Советском Союзе вопросам внедрения советской идеологии и  патриотического воспитания уделялось самое серьезное внимание. Ещё многие из нас помнят, как в конце 60-х годов повсеместно стали сооружать памятники, обелиски и мемориалы землякам, не вернувшимся с войны. Вот и сейчас, куда бы тебя не занесла судьба, будь то небольшой городок, рабочий поселок, село или деревня, непременно отыщется такой памятник. Пусть он будет незамысловатым, даже порой простоватым, но это наша народная Память о всех тех, кто погиб, защищая нашу Родину. Порой смотришь на фамилии и видишь настоящие «списки» целых родов. И ведь это не однофамильцы, а как правило - родственники, пусть и дальние. Сколько же война выкосила мужиков? Сколько родов прекратили свое земное существование? И не сосчитать… В те годы на многих из таких мемориалов, подражая Могиле неизвестного солдата в Москве, сооружали подобие звезды - так называемый местный «Вечный огонь». Плохого в этом ничего не было, напротив, люди и днем и ночью знали, что к памяти о погибших относятся бережно и с должным уважением. Да и голубое топливо - газ - в те годы стоило сущие копейки. Вот руководители предприятий и исполкомов особенно не заморачивались при строительстве. Надо, значит надо, что мы, хуже других? Тогда об экономической целесообразности газофикации мемориалов как-то и не задумывались.

Прошли годы, наше общество кардинально изменились. А вместе с ним претерпели изменения и идеология, и экономика. Все стали считать копеечку, вот и начали то здесь, то там, затухать Вечные огни. Оказалось, что слишком накладно это обходится местным бюджетам. Вот так, под трескотню калькуляторов одним росчерком пера была предана наша Память. Что это: скудомыслие, граничащее с жадностью или равнодушие, объяснить не берусь. Только точно знаю: наплевательско-формальное отношение к памяти рано или поздно сыграет с нами злую шутку. 

Когда-нибудь у каждого из нас возникает вопрос самоидентификации. Кто я, какого роду-племени?  Кем были мои пращуры и предки?

Как дерево не может расти без корней, так и человек не может жить без родовой памяти. Все основы, которыми мы руководствуемся в своей жизни, мы получаем в семье, от окружающих нас людей. Что такое хорошо и что такое плохо? Что допустимо и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах - это те самые вопросы, ответы на которые передаются из поколения в поколение. С малолетства старшие нам говорят, что можно делать и что является запрещенным, тем самым воспитывая нас в рамках общепринятых норм поведения.

Одним из древних обычаев, сохранившихся в народной памяти и дошедших до наших времен, является уважительное отношение к памяти воинов, положивших свои жизни за Родину и соратников. Совсем не случайно, скорбя о многочисленных погибших на Куликовом поле сподвижниках-воинах, преподобный Сергий Радонежский и великий князь Дмитрий Донской установили день поминовения - Дмитриевскую Родительскую субботу. Вот с той самой поры, с осени 1380 года и по настоящий день мы ежегодно поминаем всех своих предков, тех, которых помним и которые остались для нас безымянными. Менялись социально-экономические формации и правители, Россия переживала смуты и войны, разорения и времена благоденствия, но, несмотря ни на что, Родительская суббота - день Поминовения, сохранился.  И для большинства из нас не имеет значения, где похоронены наши пращуры-предки: дома ли, на станичном погосте, или они остались безымянными в брянских или смоленских лесах, на Прохоровском поле или в болотах Беларуссии. А может, они нашли свое успокоение на Балканах, Кавказе или в Крыму, в землях Франции или Польши, в Порт-Артуре или во Вьетнаме, в Афганистане или Анголе. Главное, что мы помним о них и молимся об успокоении их души.
 
Безусловно, понимание этого приходит с годами, когда начинаешь задумываться о прожитом и смотришь на  жизнь, исходя из личного опыта и  приобретенной мудрости.  От того и больно, когда видишь, как по прихоти недалеких чиновников стирается память, гасятся Вечные огни. А вместе с потухшими Вечными огнями незаметно меняется и само восприятие войны, прежде всего, как трагедии, унесшей миллионы жизней.  

Если задуматься, сейчас идет настоящая война за умы подрастающего поколения. И «стирание памяти» - есть одно из действенных средств в этой войне. Сегодня подрастающему поколению агрессивно навязывают западный образ жизни, суть которого заключается в идеологии безудержного потребления и стремлении самовыражения любыми способами. Если  повезет, тебя заметят и растиражируют СМИ, сделают тебя  популярным, это обеспечит  безбедное существование на долгие годы. Вот головы и заняты не мыслями о созидательной деятельности, а тем, как побыстрее прославиться. И здесь на помощь приходят современные Интернет-технологии, где даже очевидная глупость, жестокость или дикая выходка всегда найдет своих поклонников.

Стремление вызвать к себе повышенный интерес со стороны потенциальных «френдов», получить как можно большее количество «лайков» и, таким образом, самоутвердиться в собственных глазах и среди Интернет-аудитории, становится идеей фикс. Именно этим можно объяснить те жестокие видеоролики, когда подростки избивают и издеваются над ровесниками, когда «горе-герои» совершают небезопасные для жизни экстремальные действия, когда совершаются убийства. 

Наглядным примером, подтверждающим мотивацию такого поведения, являются бесноватые танцы в храме Христа Спасителя. Если это не акция для самоутверждения, то для каких целей необходимо было производить видеозапись? Разве глумление над народной святыней, храмом, сооруженным в память о героях Отечественной войны 1812 года, не есть попирание нашей Памяти? 

Сейчас можно лишь сожалеть, что у факта глумления над святой Памятью оказались продолжатели.  Наверное, многие помнят, как несколько лет тому назад лихой джигит въехал на своем джипе в Александровский парк и чуть не доехал до могилы Неизвестного солдата. А позже имел место дичайший случай во Владивостоке, когда местные власти потушили Вечный огонь за несвоевременную оплату газа. Объяснить, чем руководствовались «взрослые дяди», наверное, успешные топ-менеджеры, невозможно, но их наплевательское отношение к памяти, безусловно, нашло своих подражателей в городе Артёме Приморского края, где 15 января этого года четверо девочек-подростков забросали Вечный огонь снежками и, тем самым, потушили его.

23 февраля в Астрахани сотрудники полиции задержали пятерых молодых людей, которые, находясь в пьяном виде, пытались затушить Вечный огонь на воинском мемориале. Комментируя этот возмутительный факт, лидер парламентской партии В.В. Жириновский  высказал предложение убрать Вечный огонь из всех российских городов, чтобы не было позора.

В начале марта факт глумления над святыней - Вечным огнем на воинском мемориале имел место в городе Краснотурьинске Свердловской области. Там восемь человек устроили на мемориале танцевальную площадку, пытаясь подражать популярному танцу «Harlem Shake». Бесноватые танцоры всё это безобразие запечатлели на свои мобильные телефоны, а затем выложили их в социальные сети Интернета. Разве это не стремление самовыразиться любым способом, даже таким диким, как танцы на мемориале, когда псевдо-танцоры топчут венки, возложенные в день 23 февраля и всё это умышленно фиксируют на видеосъемку?

В сентябре 2011 года какие-то недочеловеки, иначе их и не назвать, осквернили Вечный огонь в городе Северодвинске, сжигая над пламенем пластиковые бутылки. А в августе 2012 года у воинского мемориала в Элисте произошло обрушение стены.

В феврале в Интернете появились фотографии известного хакасского спортсмена из Абакана, чемпиона России по кикбоксингу, где он запечатлен с закинутой ногой на голову скульптуры воина, установленного на мемориале в Томске. Чемпион то ли имитирует удар, то ли хвастается своей растяжкой.

К сожалению, такого рода примеров можно привести изрядное количество. Удивляет другое, что  все эти акты вандализма совершаются на фоне мероприятий, посвященных 70-летию начала Великой Отечественной войны и битвы за Москву, Сталинградскому сражению и подготовке к 70-летию танкового сражения под Прохоровкой и битве на Курской дуге. Какими словами, какими аргументами можно объяснить вандализм в отношении воинских мемориалов, я не знаю.

Вот один из последних примеров: 5 марта Город воинской славы Ржев отмечал 70-летие освобождения. И в это же время, несмотря на то, что весь город готовился к празднествам, что повсеместно только и говорили об освобождении города, в Интернете появился видеоролик, на котором группа подростков, оголившись до трусов, сначала устроили подобие «тренировки» по паркуру у обелиска павшим солдатам, а позже уселись погреться над пламенем Вечного огня.

Мой дед Григорий погиб  в октябре 1941 года, защищая подступы ко Ржеву. Бойцы и командиры 250-й стрелковой дивизии стояли насмерть, прикрывая дорогу Духовщина-Ржев, а командиру 922-го стрелкового полка майору Дмитрию Игнатьевичу Кузнецову 28 августа 1941 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В то время, когда Красная армия повсеместно отступала, а фронтовые сводки рассказывали об оставленных городах, быть награжденным званием Героя означает многое. По информации исследователей Ржевско-Сычевской операции «Марс» и сведениям поисковых отрядов, в период с 1941 года по 5 марта 1943 года в боях за Ржев погибло от 600000 до 1,5 миллионов солдат Красной армии. Это больше, чем Красная армия потеряла в Сталинградской битве.

И вот в Городе воинской славы Ржеве происходит такой циничный акт глумления. Более того, буквально спустя несколько дней после этого, когда весь город обсуждал произошедшее, уже 8 марта, дети вновь осквернили Вечный огонь на мемориале погибшим солдатам. Девочки лет 10-11 просто бегали по надгробной плите Неизвестному солдату, а мальчонка лет десяти, держа на палке какую-то тряпку, пытался ее поджечь от Вечного огня. В это самое время их родители неподалеку распивали пиво. Комментарии, как говорят, излишни.

Вот и получается, что где-то чиновники по глупости или из-за жадности умышленно «затушили» Вечный огонь, вот только «из искры» по всей России разгорелось пламя вандализма и осквернения мемориалов. И не знаешь, кто в данной ситуации больше виноват: молодые и глупые недоросли, не желающие ничего знать об истории своей Отчизны, или же умудренные опытом и наделенные властными полномочиями чиновники, умышленно гасящие Вечные огни. Ведь до чего же стыдно, когда в великий праздник - день Победы, на мемориалы втихую подвозят газовый баллон, чтобы на несколько часов зажечь негасимый огонь. Вот такая короткая у нас Память, получается. И это при всём том, что мы российским газом снабжаем полмира, а наши чиновники-коррупционеры тащат из казны даже не миллионы, уже миллиарды рублей. Вот и не знаешь, кто опаснее, открытый враг или откровенный дурак, которому наплевать на будущее Родины. Да и есть ли она у него, Родина?

Михаил ПЕРЕСЛАВЦЕВ,
председатель оргкомитета фотопроекта «22 июня - Скорбь, Память, История»

 
 
 
 

Новости

 
 
 
 
 
 
 
 

Кто  на сайте

Сейчас 111 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша  фонотека

Песня "На урале"

{s5_mp3}na-urale.mp3{/s5_mp3}

Стихотворение "Казаки"

{s5_mp3}Natalia-zhalinina-kazaki.mp3{/s5_mp3}

Песня "Любо"

{s5_mp3}stih3.mp3{/s5_mp3}