В истории практически каждой украинской семьи есть участники Великой Победы - и счастье, если им, солдатам и офицерам, партизанам и сыновьям полков удалось услышать победные залпы, вернуться на родину.
Во многих семьях 22 июня наливают чарку и кладут на нее кусок черного хлеба, а рядом зажигают свечу. Вечная память тем, кто своей жизнью выкупил у вечности наш день и нашу жизнь.
Говорят, война не закончилась, если не похоронен ее последний солдат. Но разве она окончилась для тех, кто получил страшное уведомление: «Пропал без вести»? Сколько жен, детей, друзей и близких долгие годы ждали и верили: вернется, придет к родному порогу. Война разбросала могилы наших воинов по всему свету - границы, различные денежные единицы, пенсии, на которые иногда с трудом можно свести концы с концами детям тех, кто погиб на полях сражений. Остается только память сердца, может, поэтому трудно без слез смотреть хронику военных лет. Уже не сыновья - внуки разыскивают места захоронения погибших дедов, знакомых только по старым черно-белым фотографиям.
Мой отец не раз рассказывал о фронтовом братстве незнакомых людей - разных по возрасту, жизненному опыту, национальности. И вот что удивительно: это братство продолжает существовать среди потомков тех, погибших и выживших, прошедших по дорогам войны и пронесших уверенность в том, что «наше дело правое, победа будет за нами».
Как голос из далеких 40-х, зовущий конкренно меня, восприняла я электронное письмо Михаила Переславцева, гражданина России, разыскивающего однополчан своего деда, бойцов 922-й стрелковой армии 250-й стрелковой дивизии Западного фронта.
250-я стрелковая дивизия формировалась 2-16 июля 1941 г. в районе города Владимира. Офицерский состав, кроме артиллеристов, - командиры пограничных войск и из запаса, рядовые - уроженцы Воронежской, Нижегородской, Донецкой, Луганской, Сумской, Черниговской областей. Среди бойцов - жители Белоруссии, Татарстана, Казахстана, Башкирии, Абхазии, Чечено-Ингушетии, Оренбургских степей.
15 июля, не окончив полностью формирования, дивизия отправилась железнодорожным сообщением через Москву в район Ржева. Задача, поставленная перед бойцами, была сложнейшей: совершить 109-километровый марш-бросок, занять рубеж обороны, контратаковать противника и остановить его продвижение на Белый и Ржев.
Читаю списки погибших бойцов 922-го стрелкового полка, присланные Михаилом Переславцевым, и кажется, что вся Сумщина и Черниговщина полегла там, под Ржевом, в августе-октябре 1941. Фамилии, годы рождения, смерти, названия городов и сел - пунктов призыва, места захоронения и перезахоронения...
Господи, какие же они, погибшие, молодые! Им, пехотинцам, пришлось принять на себя удар откормленного, сытого, еще не измотанного в боях противника. За скупыми строчками безвозвратных потерь 922-го стрелкового полка - судьбы стрелков, саперов, связистов, химиков, санитаров, ездовых и командиров, сержантов, младших лейтенантов, политруков.
Как будто пламя войны пахнуло мне в лицо, когда прочитала: Прилуки, ул. Карла Либкнехта, 97... наш сосед! Через 70 лет после дня своей гибели он, Лебедь Михаил Гордеевич, рядовой красноармеец, раненый 12 августа 1941 г. и отправленный в 258-й (возможно, 268-й) медсанбат, позвал меня. Спасти ему жизнь не удалось, похоронили Михаила Гордеевича на Смоленщине, а последнее место упокоения после перезахоронения - Тверская область, Бельский район, село Плоское.
В бою 13 октября 1941 г. погибли прилучане: Заброда Василий Федорович, старшина, 1918 года рождения (проживал по ул. Калинина, 25); Кац Хаим Аронович, 27-летний музыкант с ул. Куйбышева, 6. Музыкантом был и тридцатилетний Грименко Семен Петрович, живший по ул. Октябрьской, 2.
В списках значится имя Василия Евдокимовича Конника, разведчика, 1906 года рождения, но прилучанин он или житель Прилукского района - неизвестно.
А вот точно призванные на фронт бойцы Прилукского района.
Возле Малковки жил Дубовик (Дубовин?) Федор Петрович 1912 г. р., в Ладане - 28-летний музыкант Мануслов Василий Дмитриевич. В селе Глинщина на Прилукщине проживал Михайленко Дмитрий Яковлеич, в Дедовцах - Науменко Тимофей Григорьевич, в Прироговцах - Пирог Григорий Максимович, в Яблоновке - Шапар (Шапор) Василий Семенович. В Ичне, возможно, остались родственники рядового Кравченко Василия Назаровича, 1915 г. р.
А рядом - имена погибших из Нежина, Вертиевки, Малой Кошелевки, Борзнянщины...
Они стояли насмерть в 41-м на этом, последнем для них рубеже, где погиб и их командир, майор Кузнецов Дмитрий Игнатьевич, которому 31.08.1941 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это первая из четырех золотых звезд, которыми будут отмечены Герои 922-го стрелкового полка - полка, награжденного в 1945 орденами Красного Знамени и Александра Невского .
М.С. Переславцев - частное лице, он не представляет ни клуб, ни общественную организацию, просто его позвали голоса тех, кто недожил, недолюбил, не дождался светлого праздника Победы.
Михаил Сергеевич опубликовал списки погибших 922-го стрелкового полка в одной из районных газет Воронежской области, что помогло установить 68 имен тех, кто считался пропавшим без вести. Теперь география поиска охватила Дагестан, Туркменистан, Армению, Удмурдию, Татарстан, Ставропольский край - десятки мест, сотни возвращенных имен. А теперь эстафету этого святого дела исследователь передает Черниговщине и Сумщине.
К 75-летию со Дня Победы Михаил Переславцев планирует собрать родных и близких тех, кто в октябре 1941 г. не отступил, погиб ради будущих поколений. Во время встречи предполагается и открытие обелиска в память бойцов 922-го стрелкового полка.
Возможно, в прилагаемых списках есть неточности в написании фамилий и имен, возможно, есть и счастливые исключения, когда числившийся среди погибших человек выживал (такая информация пришла исследователю из Удмурдии).
Любое сообщение о бойцах 922-го стрелкового полка чрезвычайно важно и бесценно - это ведь человеческие жизни, это и судьбы их наследников. Наша обязанность через 67 лет со Дня Победы назвать места последнего упокоения наших защитников.
Пусть же, наконец, закончится война для тех семей, где до сих пор о родных повторяют: «Пропал без вести». Общими усилиями всех наций и народностей, чьи сыновья и дочери навеки остались молодыми, погибнув в пламени войны, отдадим дань памяти, возвратив имена ушедших на мемориальные доски, обелиски, уменьшая списки неизвестных солдат.
Михаил Переславцев ждет сообщений по адресу:
129626, Москва, ул. Новоалексеевская, д. 14, строение 1, Переславцеву Михаилу Сергеевичу.
Московский городской телефон: (+7499)713-89-91,
электронный адрес: 922polk@mail.ru
сайт: www.polk.uсoz.ru
Можно общаться на форуме: multservis@mail.ru
Елена КЛОЧКО