В Москве, на Ходынском поле, ржавеет более полусотни летательных аппаратов, представляющих историческую ценность. На бывший аэродром имени Фрунзе вертолёты и самолёты прибыли в основном своим ходом, чтобы стать экспонатами Национального музея авиации и космонавтики.
Но планы столичных властей не сбылись, а машины, судя по их виду, выглядят так, будто их хорошенько потрепали в воздушных боях.
В этом авиаполку никто не будет праздновать 65-летие Победы, не будет оркестра и юбилейных речей. Слава и гордость отечественной авиации - 55 грозных боевых машин догнивают на Ходынском поле, в ста метрах от плаца, на котором тренируются парадные колонны.
- Как у вас здесь это всё называется? - спрашиваем охранника.
- Ничего рассказывать не буду!
- Поговорите с нами, - откликнулась на наше любопытство группа молодых людей, пришедших полюбоваться авиационной техникой России.
Это называется - Национальный музей авиации и космонавтики. Пять лет назад столичные власти заявили, что он станет крупнейшим в мире. Выставочные корпуса в камне должны были образовать контур гигантского самолёта.
«Однако получилась свалка рухляди», - говорит Олег Фокин.
«Это - свалка самолётов, военной техники, которая раньше защищала нашу Родину. Обидно, конечно, такое видеть», - огорчается Алексей Макаров, авиамоделист.
«Тем более, здесь есть опытные образцы - это ценность, это первые экземпляры, которые отличаются от серийных образцов, в этом их уникальность, - продолжает Алексей Макаров, - им цены нет».
Вот вся история вертолётостроения: от крохотного Ми-1 и гиганта Ми-6 до боевых Ми-24. Рядом - уникальная коллекция истребителей - МиГов - 15-е и 17-е, воевавшие ещё в небе Кореи, 23-й, судя по изображению птичьего глаза, сражавшийся над Синайским полуостровом. Су-27, на котором ставились мировые рекорды.
А вот всё, что осталось от знаменитого Ил-14. Бытует мнение, что именно на этом самолёте в 1945 году привезли Знамя Победы. На самом деле Ил-14 появился позже, вскоре после войны. А недавно легендарный самолёт сгорел, зимой в нём развели костёр лица без определённого места жительства.
Большая часть самолётов перебазировалась на Ходынку своим ходом. Ещё несколько лет назад они были исправны. Например, торпедоносец Ил-28 сажал на бывшем аэродроме имени Фрунзе Герой Советского Союза Сергей Долгушин.
«Мне, например, больно, что на честь и славу русской авиации бросили обращать внимание», - сетует прославленный летчик Сергей Долгушин.
Бывший командующий Дальней авиации генерал-полковник Василий Решетников изначально был против создания музея на Ходынском поле. Считал, что самолёты могут сохранить только специалисты авиамузея в Монино.
«Там в сохранности техники заинтересованы коммерческие структуры, им деньги гнать нужно», - продолжает Герой Советского Союза Василий Решетников.
Мы попытались выяснить, кто отвечает за авиатехнику, и связались с представителями фирмы, подрядившейся строить музей.
«Нынешний авиапарк на Ходынке в составе 55 единиц техники является имуществом Министерства обороны. А чтобы их до конца не разворотили, было принято решение об охране», - рассказывает Юрий Головизин, заместитель директора фирмы-застройщика.
Но командование ВВС утверждают обратное, что самолёты не имеют к ним никакого отношения.
Тем временем Интернет пестрит объявлениями о продаже истребителей и вертолётов от имени фирмы «Ходынское поле». По бросовым ценам. Фирма учреждена фондом Национального музея авиации и зарегистрирована на Ленинградском проспекте, 40 - в Доме приёмов московского правительства. Но постороннему туда не попасть.
Возвращаемся на Ходынку и спрашиваем охранников: здесь ли размещена фирма по продаже авиатехники для создания памятников?
- Нет, здесь такой фирмы быть не может.
- А что здесь?
- Здесь - музей.
Ещё раз рассматриваем разбитые кабины некогда грозных боевых машин: крылья покорёжены, приборные доски выдраны с «мясом». В то же время с многих машин даже не снято вооружение. Муляжи это или нет - понять невозможно. И всё это, похоже, брошенное, бесхозное. Сгорит или развалится, ну что ж - освободится место под коммерческую застройку.
Один из авторов материала многие годы был непосредственно связан с авиацией, близко был знаком с главкомами ВВС Евгением Шапошниковым, Героями России Петром Дейнекиным и Владимиром Михайловым, чуть меньше - с дважды Героем Советского Союза Александром Ефимовым. Этим людям не может быть безразлична судьба авиамузея на Ходынском поле.
Почему бы ныне здравствующим Главкомам ВВС СССР и РФ не прийти к Президенту страны, Верховному Главнокомандующему Дмитрию Медведеву и попросить или потребовать незамедлительного начала строительство авиамузея и восстановления боевой авиационной техники? Это будет лучшим памятником более 2400 авиаторам, ставшими Героями Советского Союза.
А нам хочется верить, что в ближайшие годы ветераны и поклонники авиации России все-таки увидят уникальные экспонаты, бороздившие некогда «пятый океан» целыми и невредимыми. Под сводами Национального музея.
Геннадий ЛИСЕНКОВ.
Фото авторов