Иславское – одно из древнейших сёл Подмосковья. В письменных источниках оно впервые упоминается в 1358 году и с тех пор на протяжении двух с половиной столетий находилось в числе дворцовых сёл. В разное время им владели братья Морозовы и их наследники, бояре Апраксины и Архаров – одни из богатейших людей царской России.
По описаниям того времени в Иславском стоял деревянный двухэтажный дом со службами, при котором был разбит «регулярный» сад. В селе числилось 77 дворов, 264 души мужского и 231 женского пола, деревянная церковь, другая же каменная только выкладывалась. Окончательно она была построена в 1799 году архитектором М. Ф. Казаковым. Позже селом владели титулярный советник Постников И. З., коллежский секретарь И. Д. Лорес-Меликов, И. О. Сушкин, его внук Алексеев М. И., которым в 1902 году был основан конный завод.
В недалёком прошлом Иславское слыло финансовым и культурным центром Подмосковья, с развитой инфраструктурой и достаточно большим населением. В результате коллективизации в 1930 году был образован колхоз им. Куйбышева, который со временем стал передовым хозяйством. Первым председателем был избран Баранов Иван Егорович – коренной житель села. В разные годы хозяйство возглавляли Шалаев Иван Иванович, Максин Федор Иванович, Баландин Павел Кириллович, Дюков Егор Иванович, Пекарев Иван Александрович.
В 1935 году за высокие трудовые успехи колхоз был награжден памятником Ленину. Была и такая награда, причём высокая. Он и ныне стоит недалеко от Православного Храма.
Во время обороны Москвы от немецко-фашистских захватчиков в Иславском располагались воинские части. Жили солдаты в домах сельчан, чтобы бойцы могли обогреться, умыться, подкрепиться. К примеру, в доме Колмычковых располагался штаб батальона, а в доме Мельниковых – госпиталь. И хотя Иславское в зоне боевых действий не находилось, оно было, по сути, опорным пунктом последнего рубежа обороны Москвы.
Первые захоронения – это умершие раненые госпиталя, и те погибшие бойцы, которых принесло весенним половодьем в Иславское. В память о тех годах и людях, стоявших насмерть за столицу, в селе возведён прекрасный мемориальный комплекс, посвященный всем ветеранам Великой Отечественной войны. И как тут не вспомнить слова поэта-фронтовика Константина Симонова:
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы… А мёртвым, выправив билет, Всё едет кто-нибудь из близких, И время добавляет в списки Ещё кого-то, кого нет… И ставит, ставит обелиски.
В послевоенные годы Иславское – многоотраслевое коллективное хозяйство, занимавшееся производством зерновых, овощей: картофеля, капусты, помидор, огурцов, моркови, свеклы, турнепса. Урожаи были высокие, овощи вызревали без теплиц и «пленок». Сама природа и погода помогала труженикам колхоза кормить послевоенную страну.
Здесь хорошо помнят садоводческую бригаду, которой руководил Шестеркин Алексей Павлович. Они выращивали крыжовник, клубнику, смородину, яблоки многих сортов. Была своя кузница, где с утра до вечера трудился мастер своего дела Юрин Алексей Александрович.
Основу колхоза, конечно, составляло животноводство. Колхозное стадо насчитывало 150 голов коров, большое поголовье лошадей, существовала своя маточная конюшня, овцеферма, свиноферма, птицеферма. Хозяйство огромное, богатое, развитое. Колхоз им. Куйбышева был одним из лучших в Подмосковье. Его постоянным соперником считался колхоз им. Макарова, созданный на землях села «Саввинская Слобода». На протяжении многих лет эти колхозы попеременно делили между собой лидерство.
В селе была своя амбулатория с неплохим набором медицинских услуг, родильное отделение. Функционировали детские сады и ясли. Рядом с амбулаторией располагался детский туберкулезный санаторий, оздоровительный профилакторий, где лечились и отдыхали дети со всей Московской области. Ребята заезжали поквартально по 250 человек. Вокруг санатория раскинулись два парка: регулярный сад и террасный парк, который выходил к руслу Москвы-реки и к пруду.
Работали две начальные школы, клуб, библиотека. Заведующая клубом Валентина Мюсская организовала хорошую художественную самодеятельность, выезжали в окрестные деревни и села с концертами. В клубе работали кружки, трижды в неделю демонстрировались кинофильмы.
Работал магазин, торговопродовольственные палатки, была общественная баня. И хотя не было асфальтированных дорог, это не умаляло поступательного развития села.
Грамотно была организована общественно-массовая работа. В селе была добровольная пожарная команда, лучшая в районе среди сельских пожарных дружин. В тёмное время суток дежурили ночные сторожа для подачи сигнала в случае опасности.
В середине 50-х годов прошлого века происходит объединение. В колхоз им. Куйбышева вливаются колхозы семи окрестных деревень и сел. Это Аксиньиное, Козино, Ларюшино, Палицы, Липки, Дунино, Грязь. Но в 1960 году колхоз им. Куйбышева прекращает своё существование и становится частью Московского конного завода № 1 (Иславским отделением).
В это время бурно развивается посёлок Горки-10, который ранее существовал только за счёт находившихся там правительственных дач писателей Максима Горького, Демьяна Бедного и других видных деятелей.
Теперь в Горках – 10 открывается амбулатория, школа. Стремительно развивается инфраструктура, и, естественно, ведущую роль Иславское теряет. В селе прекращает работу детский санаторий, закрывается амбулатория, школа, детсад. Из финансового, хозяйственного и культурного центра, в котором бурлила жизнь, Иславское превращается в тихое подмосковное село.
Жители Иславского с ностальгией вспоминают времена расцвета колхоза, когда их земля: курганы, овраги, лес, террасный парк, пруд, были им доступны. Здесь они отдыхали семьями на свежем воздухе, купались в пруду, рыбачили. Зимой пруд превращался в хоккейную площадку, курганы и овраги – место катания на лыжах и санках. Очень любили сельчане подвижные игры – русскую лапту, городки, «чижики». За памятником Ленину была великолепная футбольная площадка, на которой регулярно проводились турниры. Для местных жителей очень важно сохранить в неприкосновенности исторические кусочки их Родины, которые ни с чем несравнимы. И ради этого они последние годы отстаивают право пользоваться своей землёй, землёй их детства, землёй, которую у них отбирают.
Процитирую воспоминания российского артиста Б. Ливанова, сделанные им еще во времена СССР: « Летом я живу вблизи первого конного завода, где юношей частенько подрабатывал табунщиком. Наезжали мы тогда и в близлежащее село Иславское в магазин, да и просто полюбоваться на красивую деревню. Сохранился в нём и помещичий дом, где, помнится, размещался детский туберкулёзный санаторий. Содержался дом в чистоте и порядке. Часто из соседнего села Дунина наведывался сюда Пришвин.
И вот нынче, лет тридцать спустя, привёз я в Иславское жену, сыновей. Не только затем, чтобы к юности своей приобщить…
Волею судеб здесь в течение двух лет, с 1824 по 1826 год, жила возлюбленная Байрона Клер Клемонт, оставившая изумительные «Московские дневники».
Клер Клемонт была сводной сестрой жены поэта Перси Шелли, в семье которого и жила. После трагической гибели Шелли она переехала в Италию, вошла в круг русской интеллигенции, с одной из семей в качестве гувернантки и компаньонки уехала в Россию.
Дом, в котором она жила в Иславском, принадлежал сенатору Захарию Постникову. Примечательно, что начинал Захарий Иванович в Петербурге, в морской таможне, у Александра Радищева. Сохранилось письмо, в котором писатель характеризует Постникова как «хорошего человека». Хозяйка дома Марья Ивановна, дочь петровского генерала, была просвещённой женщиной: в усадьбе существовал домашний театр, здесь часто гостили поэты, писатели.
И вот я в Иславском. Нет уже санатория. В ужасающем разоре усадьба. Место, связанное, как мы видели, с именем Байрона.
Но что вселяет надежду? Грядёт учредительный съезд Советского фонда культуры. Его деятельность, как я мыслю, должна составить часть личной жизни каждого человека, чтобы всех нас вместе уберечь от многих ошибок в будущем. И то, что не сумели сделать мы, пусть возьмут на себя наши дети».
Эту ношу взвалил на свои плечи подполковник Ракетных войск стратегического назначения в отставке Барыкин Борис Николаевич и его соратники. Чего они хотят? Не допустить продажи усадьбы «Иславское» частным лицам, тем самым сохранить объект культурного наследия регионального значения в составе: главного дома, постройки середины 19 века, парка, разбитого в конце 18 – начале 19 веков, и хозяйственной постройки 19 века. С этой целью они обращаются в министерство культуры Московской области. Поддержки никакой. Пошли дальше. Пишут письмо министру культуры РФ А. А. Авдееву. Сообщают, что многолетняя переписка с министерством культуры Московской области и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области культурного наследия не привели к каким-либо сдвигам в части обеспечения сохранности объектов культурного наследия. 2-х этажное кирпичное здание после пожара, произошедшего около 25-ти лет назад до сих пор стоит в разрушенном состоянии! От особняка остались только фрагменты стен, словно в него попала авиабомба. Прилегающая к зданию территория, площадью около 7 га, на территории которой некогда был великолепный парк, превращена в свалку. После нередко происходящих ураганов, ледяных дождей часть деревьев повалилась, образовав непроходимый бурелом. Сельчанам не известен правообладатель усадьбы «Иславское», который бы нёс ответственность за содержание и сохранность ансамбля усадьбы. И опять отписка.
Тогда жители Иславского пишут письмо Генеральному прокурору РФ Чайке Ю. Я., в котором сообщают, что пока шла переписка с министерствами культуры РФ и московской области, право собственности на объект культурного наследия в марте текущего года зарегистрировано за ООО «Сатурн», в апреле собственником оформлено и получено охранное обязательство. Однако, как следует из ответа минкультуры РФ, ФГУП «Распорядительная дирекция Минкультуры России» совместно с теруправлением Росимущества в Московской области готовят судебный иск о признании права собственности Российской Федерации на главный дом и хозяйственную постройку. Почему, спрашивают у генпрокурора иславцы, право собственности РФ начали оформлять, когда объекты усадьбы уже перешли в частную собственность? Они хотят знать, регистрируется ли право собственности РФ на парк, входящий в состав территории площадью около 7 га, входящий в объект культурного наследия?
Иславцы боятся повторить судьбу Бородинского поля, когда соответствующие надзорные органы начали принимать меры тогда, когда земля вокруг поля русской воинской славы была продана. Неужели, спрашивают авторы письма генпрокурору, нельзя наперёд отреагировать и предотвратить возможные негативные последствия в деле безответственного отношения к объектам культурного наследия? Они просят Юрия Яковлевича проверить изложенные в обращении факты, включая проверку законности отчуждения объектов усадьбы «Иславское» в собственность коммерческой организации и дать оценку действиям должностных лиц, не обеспечивших до настоящего времени проведение историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия.
С весны по осень текущего года я прожил с семьёй в Иславском, ежедневно с внуком гулял по улицам села, любуясь добротными коттеджами, стоимостью в несколько сот тысяч, а то миллионов долларов каждый. Здесь нашли пристанище чиновники из администрации Президента РФ и Правительства России, сенаторы и депутаты разного уровня, видные актёры и многозвёздные генералы. Назову лишь несколько. Это член Совета Федерации РФ Сергей Лисовский, ректор РГТЭУ Сергей Бабурин, один из ближайших сподвижников Б. Ельцина Ю. Петров и многие-многие другие. Казалось бы, им сам бог велел оказать помощь сельчанам в данном вопросе. Пока такой помощи нет.
Прошу считать данную публикацию официальным запросом Генеральному прокурору РФ.
P.S. На днях один высокопоставленный чиновник, коттедж которого находится напротив «злополучного парка», выставил его на продажу.
Позвонил по указанному телефону, поинтересовался его стоимостью. «63 млн рублей», - ответили мне. Предложили показать дом во всей его красе. Обещал подумать...
Геннадий ЛИСЕНКОВ, полковник в отставке |