За последнее время руководство страны не раз говорило о необходимости инновационного развития экономики. Увы, для немалой части населения России, больше озабоченного проблемами низких зарплат и «убитого» жилищно-коммунального хозяйства, термины «инновационные разработки», «инновационные технологии» звучат непонятно или вовсе вызывают раздражение.
Между тем, прорывные научные открытия, внедренные в жизнь, действительно могут принести государству намного больше пользы, чем бесконечная продажа за рубеж запасов недр природы.
Однако каково это, быть ученым, исследователем в современной России? Смогут ли люди, прежде всего - молодежь, добиться чего-то, следуя дорогами Архимеда и Ломоносова?
На эти и другие вопросы помог ответить гость рубрики Александр Сивак - один из разработчиков проекта «Малогабаритные атомные часы».
Лазер как призвание
Родился Александр в городе Братске Иркутской области. Обучаясь в пятом классе средней общеобразовательной школы, вместе с родителями переехал в Иркутск.
По признанию Александра Сивака, в школьной программе больше всего ему нравилась физика. Ему казалось, что именно она способна описать сущность окружающего нас мира. Еще в детстве мальчика привлекла одна из «граней» физической науки – наука о лазерах. Прочитав об их широких возможностях, например, о том, что лучом света даже можно резать сталь, он поразился и решил заниматься в будущем именно лазерной физикой.
В 2003 году Александр поступил на физический факультет Иркутского государственного университета.
В конце первого курса студент по своей инициативе направился в Иркутский филиал Института лазерной физики Академии наук. Поговорил с его директором, обошел институт с экскурсией, узнал об основных направлениях исследований.
В итоге на втором курсе Александр Сивак «прикрепился» к институту для написания курсовой работы. С начала второго курса он работает в научном учреждении инженером и одновременно трудится над курсовой, суть которой заключается в разработке компактного мощного твердотельного лазера для медицины. Лазерный приборчик размером с ручной фонарик, работающий от двух «пальчиковых» батареек, в перспективе давал возможности проводить косметические операции, например, по удалению лишних капилляров. Но тогда молодой исследователь особо не задумывался о практическом аспекте применения этого устройства, а просто добросовестно пытался выполнить поставленную руководителем задачу. В конечном итоге прибор был доведен до экспериментального образца.
Однажды научный руководитель – профессор, доктор физикоматематических наук Евгений Мартынович, под началом которого трудился будущий инженерфизик, порекомендовал ему посетить курсы повышения квалификации по направлению «инновационный менеджмент». Опытный наставник понимал, что новые знания пригодятся подопечному для продвижения их совместных разработок.
Тот внял доброму совету, записался на курсы и после них стал обладателем диплома о повышении квалификации.
Определенно, Александр получил бы еще не один диплом на малой родине, если бы в начале 2006 года по программе обмена студентами не перевелся из Иркутского государственного университета в Московский инженерно-физический институт (МИФИ).
В МИФИ Александр Сивак учился с третьего курса до шестого. В 2009 году он окончил институт с красным дипломом и в том же году поступил в аспирантуру МИФИ.
Проект для большого мира
Илья Ильф и Евгений Петров в бессмертном «Золотом теленке» писали: «…Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами…
…В большом мире люди стремятся облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода».
Мысль бросить вызов неизведанному зародилась у Александра во время студенческой практики в Лаборатории стандартов частоты физического института Академии наук, что в городе Троицке. На тот момент научной группе, руководителем которой был кандидат физико-математических наук Владимир Величанский, как раз выделили грант на реализацию первой части проекта по созданию малогабаритных атомных часов. Практиканту Александру Владимировичу Сиваку было предложено вместе со всеми заняться этим проектом, начать писать дипломную работу на его основе, что он и сделал к выпуску из МИФИ в 2009 году. Позже Владимир Величанский стал научным руководителем Александра Сивака в аспирантуре.
Для чего же нужны малогабаритные атомные часы? Как пояснил наш собеседник, «сердцем» практически любых современных радиоэлектронных устройств является некий прибор, который выдает переменный сигнал определенной частоты. Чем стабильнее этот сигнал, тем более помехоустойчива аппаратура: если это передатчик, то можно обеспечить более высокую скорость передачи данных, если это навигатор, то можно добиться большей точности навигации.
Чтобы сделать как можно более стабильный прибор, он не должен быть подвержен никаким внешним воздействиям (изменение давления, температуры и т.д.), а частоту сигнала в нем нужно привязать к какому-то опорному резонансу. В кварцевых часах, например, этот резонанс создает кристалл кварца, который колеблется в электрическом поле с определенной частотой. Но для современных телекоммуникационных и навигационных устройств точности кварцевых часов уже недостаточно и немалые надежды возлагаются на сверхстабильные атомные часы.
Почему часы называются атомными? Нет, не надо боятся, что внутри них протекает реакция атомного деления и в худшем случае механизм может превратиться в маленький Чернобыль!
Термин возник потому, что стабилизация в таких часах осуществляется путем привязки частоты генерируемого прибором сигнала к оптическому резонансу пропускания света через атомы.
Обычно это атомы щелочного металла – рубидия или цезия, которые находятся в виде пара в специальной стеклянной ячейке. Через пар светят специальным лазером, частота излучения которого модулируется. Когда луч света попадает в атомную среду, он либо сильно поглощается, либо проходит без проблем, в зависимости от того, как настроена частота модуляции лазера.
Периодичность «тиканья» атомных часов нельзя услышать, зато можно «увидеть» и зафиксировать при помощи фотоприемника – так можно стабилизировать частоту модуляции лазера на пике пропускания света через ячейку и переводить эту частоту в точные отсчеты времени. Поскольку атомы – это объекты, не стареющие во времени и мало подверженные каким-либо возмущениям, то стабильность данных часов невероятно высока.
Сфера применения атомных часов широка. Во-первых, их можно встраивать в навигаторы. Как известно, навигатор работает по следующему принципу: прием сигналов с координатами со спутников, вычисление их временной задержки, определение своего местоположения.
Современные навигационные спутники, где особая компактность не требуется, уже оборудованы атомными часами, а вот в приемники спутниковых сигналов такие часы пока не влезают. Чаще всего ставят кварцевый генератор, которому требуется довольно длительное время, чтобы синхронизироваться с атомными часами на спутнике. Если же встроить атомные часы непосредственно в сам приемник, он начнет потреблять меньше энергии за счет того, что не будет постоянно находиться в режиме синхронизации и просчета координат. Увеличится и точность навигации. При помощи навигатора со встроенными атомными часами будет достаточно всего двух спутников, чтобы засечь свои координаты на поверхности, или трех, чтобы определить еще и высоту. А все существующие на сегодня навигаторы всегда используют минимум 4 спутника, а то и больше.
Второе направление применения атомных часов – это телекоммуникационное оборудование, например, для беспроводной связи стандартов GSM, WI-FI, Wi-Max.
Атомные часы пригодятся и в геологоразведке, например, при поиске запасов полезных ископаемых, особенно на морском дне.
Родственное применение атомных «ходиков» — это новые методы радиолокации, что особенно актуально для военных, желающих научиться различать слаборазличимые радарами объекты, в том числе, защищенные по технологии «стелс».
Самый приблизительный спектр компаний, которые могут стать потребителями атомных часов — это телекоммуникационные компании, компании, производящие контрольно-измерительное оборудование, оборудование для навигации, для радиолокации, системы беспроводной передачи данных и т.д. Но есть одно «но»…
Дело принципа
«К сожалению, все существующие на сегодня компактные атомные часы, – говорит Александр Сивак, – имеют размеры небольшой коробки объемом около полулитра. Они потребляют мощность от 10 Ватт и выше, весят под килограмм, поэтому их невозможно встроить в портативные устройства. Значит, встает актуальная задача: как сделать их гораздо более компактными, например, размером со спичечный коробок, потребляющими мало энергии?
Наш проект решает эти задачи благодаря использованию нового физического принципа. Прибор состоит из двух основных частей: квантового дискриминатора, который заставляет атомные часы функционировать, и электронной системы стабилизации, которая следит за процессом, подает питание на лазер и т.д.».
По словам Александра, исследования в направлении создания миниатюрных атомных часов ведутся во многих странах мира: в России, во Франции, в Израиле, в Китае, в Канаде, потому что проблема очень актуальна и востребована. Дальше всех продвинулись Соединенные Штаты.
Американские группы ученых сумели заинтересовать своих инвесторов и получили от Агентства перспективных военных разработок несколько десятков миллионов долларов на этот проект. На текущий момент одна из американских компаний уже освоила серийное производство подобного устройства. Очень хотелось бы верить, что в будущем его будут встраивать в безобидные навигаторы, а не в крылатые ракеты…
Соперничество нисколько не пугает Александра Сивака. Вот что он думает на этот счет: «Физический принцип формирования оптического резонанса, который по-научному называется «резонанс когерентного пленения населенностей», можно реализовать различными способами и по различным оптическим схемам. Одна из перспективных схем была открыта и исследована в России нашей научной группой. Кстати, в нее входит ученый из Гарварда, особенно помогают физики-теоретики из Новосибирского государственного университета. Совместными усилиями мы хотим реализовать в «металле» эту перспективную схему, которая позволит создать прибор с лучшими по стабильности характеристиками, чем существующий у американцев.
Официально у нас сейчас проходит стадия научно-исследовательской работы, мы готовим экспериментальный образец. После его создания наступит этап опытно-конструкторской работы, когда образцов надо сделать много и дешево, сохранив все заявленные характеристики.
При учете, что существующие атомные часы стоят от двух-трех тысяч долларов и выше, свой аналог при серийном производстве хотим сделать дешевле раз в десять».
Физический принцип – явление когерентного пленения населенностей, благодаря которому будут работать российские атомные часы нового поколения, не нов, и открыли его не в России. С начала 2000-х годов он изучается во многих институтах и университетах мира, в том числе, в Академии наук Российской Федерации. Но реализация на практике этого физического принципа в компактном приборе стала возможна только в последнее время в связи с развитием компонентной базы и технологий.
Несмотря на некоторые затруднения, разработчики искренне надеются, что их детище будет собираться полностью из российских комплектующих. Тем самым они поддержат целую группу российских производителей.
«Принуждение к инновациям»
Уместно ли применить к проекту аспиранта Александра Сивака модный ныне термин «инновационная разработка»? Несомненно, да. Правда, некоторые эксперты полагают, что в экономике России нет спроса на инновации. Александр разделяет их мнение, но не впадает от этого в уныние.
Александр Сивак: «То, что спроса на инновации нет, действительно так. Но Президент России Дмитрий Медведев сейчас, на мой взгляд, делает ставку не просто на поддержку и развитие инноваций. Действительно, зачем их развивать, если их никто не будет потреблять? Поэтому он проводит политику, направленную на обеспечение востребованности этих инноваций в нашей стране. Кто-то может осуждать эту политику «принуждения к инновациям», как ее иногда называют, кто-то одобрять, но шаги в этом направлении явно делаются».
По убеждению Александра, именно успешная подготовка презентации проекта позволила ему завоевать Национальную премию в области инноваций имени Владимира Зворыкина.
Герой нашего материала участвует в Зворыкинском проекте с 2009 года. В 2009 году он побывал на Селигере, где был включен в состав участников телемоста с Президентом России. В ходе телемоста Александр Сивак собирался рассказать Президенту о своем проекте – атомных часах, но по техническим причинам это сделать не удалось. Чтобы не упустить возможность представить проект первым лицам государства, поздней осенью 2009 года Александр пробился на прием к первому заместителю руководителя Администрации Президента России Владиславу Суркову и кратко изложил тому суть своей работы.
По поручению Владислава Суркова рабочая группа «Космос и телекоммуникации» Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России внимательнее прислушалась к докладу молодого ученого. Рабочая группа признала проект по созданию малогабаритных атомных часов перспективным. В 2010 году Александр подал свой проект на соискание номинации Зворыкинской премии. В течение года развивал его, делал несколько презентаций, в результате прошел в полуфинал, а потом и в финал.
Финал Зворыкинского конкурса состоялся в бизнес-школе «Сколково» в декабре 2010 года. Экспертной комиссией, в которую среди директоров нескольких предприятий космической и телекоммуникационной отрасли страны входил и генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич, проект «Малогабаритные атомные часы» был признан лучшим в номинации «Космические технологии».
Рассказывает Александр Сивак: «По итогам конкурса было анонсировано, что победители в номинациях станут участниками Сколковского проекта. Правда, в Сколковском фонде есть свои правила и согласно им каждый претендент все равно должен проходить внутреннюю независимую экспертизу. Поэтому от лица компании «Новые энергетические технологии» я подал заявку своего проекта в инновационный центр «Сколково».
Надежды Александра Сивака оправдались – экспертиза проекта завершилась с положительным результатом. Теперь компания «Новые энергетические технологии» стала участником иннограда в Сколково.
Все грани наноалмазов…
Помыслы Александра поглощены еще одним проектом, который развивается в той же лаборатории, что и проект «Атомные часы». Связан он со свойствами примесей в технических алмазах, которые светятся под воздействием лазерного излучения. Одна из таких примесей, так называемый «NV-центр», поглощает излучение в широком диапазоне видимого спектра, например, в зеленом, а излучает в красной области. У этой примеси есть любопытная особенность: если на нее светить лазерным светом, одновременно воздействуя СВЧ-полем определенной частоты с переменной мощностью, то красный свет на выходе также становится то сильнее, то слабее.
Эту особенность материала в будущем можно использовать при создании неких маркеров из наноалмазов на объектах. Таким маркером можно пометить, например, даже живые клетки, чтобы отследить их движение или распределение внутри человеческого организма. Нанести такую метку, которую крайне сложно подделать, можно и на физические объекты, требующие защиты: паспорта, редкие предметы искусства, ювелирные украшения и т.д.
«Современные злоумышленники научились подделывать практически все современные виды защиты, в том числе, люминофоры и голограммы, – обрисовал ситуацию Александр Сивак. – Маркеры на основе наноалмазов позволят выйти на новый уровень защиты. Во-первых, вырастить технический алмаз само по себе сложно – их производством занимаются единичные предприятия. Во-вторых, чтобы сделать метку маленькой, но заметной для фотоприемников, надо должным образом переработать это сырье, а также добиться очень высокой концентрации в ней NV-центров. В тех технических алмазах, которые выходят с завода-производителя, таких центров мало, алмаз нужно ими насыщать, что очень и очень затратно и окупится только при промышленном производстве. Подделывать такую технологию экономически невыгодно, а экономическая нецелесообразность является лучшей защитой от подделки. Например, если подделка банкноты обходится дороже, чем ее номинал, то фальшивомонетчики вряд ли станут за это браться».
В свободное от науки и учебы время Александр Сивак занимается общественной работой. Хотя она все равно тесно связана с его исследовательской деятельностью. Александр состоит в Сообществе инноваторов России Futurussia, которое направлено на создание инновационной среды среди молодежи. Будучи аспирантом НИЯУ МИФИ, он входит в Совет молодых ученых и специалистов вуза. Одно из направлений, на которое нацелен Совет – это сотрудничество НИЯУ МИФИ с фондом «Сколково».
Мысли многих жителей Земли периодически обращаются к будущему. Кто-то пытается заглянуть в него, используя мистические и оккультные приемы, кто-то прибегает к научному прогнозированию будущего, иначе – к форсайту. Форсайт, строящийся на анализе современных тенденций и научном предвидении, помогает понять, какие проекты могут быть перспективными завтра, куда двигаться с ними дальше. Увлеченный форсайтом, Александр Сивак с единомышленниками в настоящее время старается наладить механизм, при котором в фонде «Сколково» будут прислушиваться к мнению инновационного сообщества, в том числе, молодежи. Как знать, может быть, интуиция, знание современной жизни и кипучая энергия молодого поколения действительно помогут ускорить развитие нашей страны.
Материал подготовил
Дмитрий ИВАННИКОВ