Где прародина казачества?

Печать

Когда спрашиваешь у сегодняшних казаков, откуда произошло казачество, все в один голос говорят: «Известное дело – с Дона». Однако не все так просто. Рек с названием «Дон» или производными от него – великое множество по всей Евразии. Кто они – казаки? Что значит слово «казак»? Для ответа на эти вопросы придется углубиться в древнейшую историю человечества и представить на суд читателей одну из версий, уходящую в глубь веков.

ГИПЕРБОРЕЯ: МИФ ИЛИ ИСТОРИЯ?

В последние годы многие историки, философы, лингвисты, этнографы (В. Н. Демин, Ю. Д. Петухов,Н. Р. Гусева, Н. С. Новгородов и другие сходятся во мнении, что прародиной современной земной цивилизации была Северная Евразия, а именно - регионы Русского Севера, Урала и Сибири.

Лингвисты говорят о том, что почти все языки Евразии (кроме китайского) и Северной Африки произошли от от одного ностратического праязыка, и историк и писатель Ю. Д. Петухов утверждал, что ранний бореальный праязык был в основе своей русским и существовал уже в 35-30 тысячелетиях до н.э.

Ю.Д. Петухов писал: «Были русы. Первонарод. И были те, кто был после них. И были и есть пока их прямые потомки - мы с вами». От русов-бореалов произошли языковые семьи финно-угров, семитов, тюрок и индоевропейцев. Все эти протоэтносы в период 15-1 тыс. до н.э. постепенно расселились на места современного проживания. Особен­но широко разбрелись по Евразии индоевропейцы – славяне, немцы, англичане, французы, шведы, гол­ландцы, датчане, балты и прочие европейцы, а также индийцы, иран­цы, в их числе осетины и таджики, армяне. В 5–4 тысячелетиях до н.э. все они были еще единым народом – арийцами – и обитали в наших ши­ротах в пределах одной обширной территории-прародины. Где же она располагалась?

УРАЛО-СИБИРСКАЯ ВЕРСИЯ

Впервые о том, что именно Си­бирь является прародиной ариев на­писал в середине XIX века француз­ский исследователь граф Артюр де Гобино: «Позже арии ушли в Индию и Иран, оставив в Сибири мощный индоиранский топонимический след и руины городов. Ариям наследовал скифо-сибирский мир, у скифов Юж­ную Сибирь приняли славяне, рядом с которыми… проживали протогер­манцы-готы».

О сибирской прародине славян писал и Михаил Ломоносов. Гордон Чайлд в книге «Арийцы» указывает: «Природная среда, в которой обита­ла индоевропейская общность, пред­ставляла собой континентальную область, изрезанную реками, доста­точно лесистую, чтобы предостав­лять убежище медведям и бобрам, но достаточно открытую, чтобы там жили зайцы и быстрые лошади и чтобы там беспрепятственно мог двигаться колесный транспорт».

В языках всех индоевропейцев есть слова дождь, снег, холод, сани, нарты, медведь, волк, заяц, бобер, степь, выдра, мышь, хорек, пере­пел, сосна, береза, ясень, дуб, клен. Иными словами, прародиной индо­европейцев была лесостепь. Как пи­шет Новгородов, «народы-скитальцы не могли не останавливаться в зоне лесостепи… Это идиллическое место для развития оседлого скотоводства, здесь вполне возможно пашенное земледелие…

ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ СЛОВО «БОГАТЫРЬ»?

До одомашнивания коня, то есть в период примерно 20–7 тыс. до н.э. главным богатством ностра­тических племен, живших в Север­ной Евразии, был крупный рогатый скот, в частности, быки. Не случайно на санскрите, самом близком к рус­скому древнем языке, «бык» звучит как «багу» (бхагу), откуда и взя­лось слово «бахутва» (богатство). На древнеиранском «бык», а также и «бог» – «бага». А на башкирском (тюркском) – «бога» или «буга». Вот откуда произошло наше слово «Бог»! В глубокой древности быку покло­нялись как богу, его статуи отлива­ли из золота (золотой телец!). Культ быка был распространен повсемест­но, проник он и на Ближний Восток, в Переднюю Азию и Египет.

Но чтобы сделать быка домаш­ним животным, надо было его укро­тить, как говорится, «взять быка за рога»! Это было задачей воинов­торов или отыров. Вообще бог вои­нов у скандинавов, например, звал­ся – Тор, у кельтов – Таранис, воин у народов коми и манси – отыр. Все эти слова связаны напрямую с рус­ским глаголом «трахать» – «бить», «ударять», «драться». Да и сейчас еще это ударное сочетание ТР! ДР! присутствует в немецком tragen – бить из ружья, в английском trounce – бить, пороть, во француз­ском battre – бить.

Так вот: воины, укротившие быков, носили названия: у славян – бог-отыр (богатырь), у иранцев и монголов – баг-адур (багадур), у тюрок – баа-тыр (батыр), у осе­тин – беттыр, у испанцев – мат-адор, пик-адор, торе-адор. С тех пор эти слова и бытуют в языках индоевро­пейцев, тюрков и монголов.
Богатырь-отыр-тор как бы уподоблялся тому дикому быку-туру, которого он укротил.

КАЗАЧЬЯ ЭРА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Происхождение слов «козак», «хозяйство», «господство». Лошадь сыграла в истории тюркских и индоевропейских наро­дов поистине выдающуюся роль. Са­мые древние на сегодняшний день останки домашней лошади, отно­сящиеся к рубежу 7–6 тысячелетий до н.э., найдены в Муллино и Давле­каново (Южная Башкирия). Счита­ется, что арии, пришедшие с Урала на Ближний Восток, и познакомили тамошних семитов с этим домашним животным. Отсюда вывод: семиты мигрировали с ностратической пра­родины по крайней мере не позд­нее 7–8 тысячелетия до н.э., то есть еще ДО одомашнивания коня. А одо­машнили его тюрки и индоевропей­цы, жившие в южноуралосибирской лесостепи. Они же изобрели сбрую, седла, колесницы. Именно они и явились первыми казаками.

Думается, далеко не случайно общеенисейское наименование коня qus восходит к индоевропейскому* e’kos. Стало быть, первые индоевро­пейцы проживали где-то в Сибири.

С 7-го тыс. до н.э., когда был укрощен и одомашнен конь, на­ступает эпоха коня как главного домашнего животного северных евразийцев. Задумаемся теперь над словом «казак». Термин «КОС (КОЗ)», первоначально обозначав­ший коня, стал родоначальником (корневой основой) целого гнезда однокоренных слов. И самое пер­вейшее слово в этом ряду – КОЗАК (косак)! Тот, кто ездит НА КОНЕ и кто является его ХОЗяином.

Укрощение и одомашнивание быков, а затем и лошадей выдвинуло мужчину на первое место в племени. Он стал патриархом, главой и орга­низатором хозяйства (козатвы). Со­ответственно, он и был собственни­ком козатвы, то бишь казаком.

Санскрит демонстрирует та­кую языковую близость с русским, что порой не устаешь восхищать­ся: «баловство» на санскрите – «ба­латва», «богатство» – «бахутва», «братство» – «бхратритва» (срав­ни: братва), «свойство» – «сватва».

Санскритский суффикс -тв соот­ветствует русскому -ств в словах собирательного и обобщающего значения.

Суффикс -ак присутствовал еще в санскрите (слова: кришака – крестьянин, кулака – кулак, маста­ка – мастак, машака – мешок, джа­нака – знаток и др.) В русском языке слова, характеризующие имуще­ственное положение крестьянина, также имели этот суффикс: кулак, середняк, бедняк.

«Быстрая степная лошадь» на­зывалась у иранцев: ХАСПА. Табуны этих ХАСП составляли ХАСПА-ТВ-У, давали ХАСПО-ТВ-О (превосходство над другими). Отсюда и взялось рус­ское слово ГОСПОДСТВО. Ибо тот, кто обладал «Мерседесами древно­сти» – лошадьми, – тот и был госпо­дином, то есть имел власть. Кста­ти, корень КОС хорошо сохранился в украинском языке. Там «КОСЯ» – лошадка, «КОСЬ-КОСЬ» – так подзы­вают коня, «КОСЬКАТИ»- звать коня окриком, « УКОСЬКАТИ» – укротить коня, «КОСЯК» – небольшой табун ло­шадей.

В более ранний период исто­рии воина-укротителя называли: КОС-АТЫР (по-индийски: кош-атыр, кша-тыр – кшатрий). Таким обра­зом, укротители коней – кшатрии- составили в индоарийском обществе касту воинов. А у ираноариев такой кастой были казаки.

У славян, иранцев и германцев, которые в составе неразделенного этноса проживали на Урале и в Си­бири в период примерно 6–2 тыс. до н.э., бог Солнца существовал в об­разе самого главного для них домаш­него животного – коня – и носил имя ХОРС (хорош-ий, крас-ивый).

Англичане, будучи очень кон­сервативными, бережно сохрани­ли в своем языке это древнее сло­во индоевропейцев. У них «конь» и поныне – HORSE (произносится по-древнему: HOS).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ГОСУДАРСТВО», «ГОСУДАРЬ»

То же самое происхождение у нашего слова «гос-ударь». Это «кос» (конь), где глухой звук «К» перешел в звонкий «Г», и «удар» (отыр, тор, адор – богатырь, пове­литель), то есть все тот же укроти­тель коня!

Поэтому как могло называть­ся «общество, где укротили коней»? Варианты: кос-отар-тва, кос-утар­тва, кос-удар-тва. В итоге вышло – государство! Где укротили коней? На территории России. Значит, где впервые возникло государство в пря­мом (буквальном) смысле? В России!

На территории урало-сибир­ской лесостепи в эпоху ираноарий­ской общности (3–2 тыс. до н.э.) существовало множество «госу­дарств». По сути, каждая большая патриархальная семья, во гла­ве которой стоял мужчина-казак (собственник лошадей – козатвы, то бишь – хозяйства), и составляла небольшое «кос-удар-тво» – государ­ство. Большая семья-государство строила укрепленное жилище вроде Аркаима или ряд индивидуальных жилищ, позже составивших слободы (от «село-бад», где «бад» – иран. «по­селение, городище»).

До сих пор в наших деревнях по полдеревни жителей носят одну и ту же родовую фамилию. Это все представители одной большой па­триархальной семьи, некогда быв­шей одним маленьким государством. Таких «государств» было не счесть!

Вот почему каждая русская сказка имеет зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Поди-ка разберись – в каком?

ПТЕНЦЫ « ГНЕЗДА КАЗАЧЬЕГО»

Скот был главным богатством казаков. Вот «гнездо» родственных слов от КОШ-КОЗ-ХОЗ: кошель, кошелек, кош (стан у запорожских казаков), кошевой атаман, казна, касса (cash-англ.), кошт (устар. расходы на содержание), кошара, хозяин, хозяйство, козлы (сиде­нье для кучера), козлы (подставка для пилки дров, англ. – saw-horse), козырь (старшая масть, хозяйская).

Итак, КОСа-тв-а (табуны ко­ней) породило слова «КАЗаче­ств-о» и «ХОЗяй-ств-о». А где хозяй­ство, там начинается стремление к оседлости, к обустройству этого хо­зяйства, начинается строительство хазы-хижины, хаты. Первоначально кочевая кибитка звалась КАЗой, что подтверждает сохранившееся в английском слово CASE – ящик. А вот у итальянцев CASA – это уже дом, CASARMA – дом для армии.

Во французском языке звук К перешел в Ш, и «дом» стал назы­ваться CHATEAU (шато).

У германцев ХАЗА превратилась в ХАУС (англ., нем. – HOUSE), ХУС (голланд. – HUS). И далее пошло: «об­щежитие» – (англ. – HOStel), «отель»
– HOTel, «уютно» – HOSily. У славян КОШ также обозначал «дом».

Более того, индоевропейские слова заимствовали прибалтийско­финские народы. Например, у морд­вы «дом» – КУДО, у саамов – КОТА.

Загон для скота у славян назы­вался ЗА-КУТ (сравни: «закуток»- дальний уголок, укромное место). Вероятно, он располагался ЗА ХАТой. По-английски загон для скота – cote, а хлев – cot.

Одним словом, от корня КОС (конь) на протяжении тысячелетий со времени укрощения и одомашни­вания коня до окончательного рас­селения индоевропейцев и тюрок в места современного проживания произошло множество однокорен­ных слов в языках этих этносов.

Итак, казак – это, во-первых, воин, укротивший коня (коса), во-вторых, собственник табунов лошадей (козатвы – хозяйства), в-третьих, обладатель наивысшей власти, в-четвертых, он же – и за­щитник собственности от врагов, диких зверей и других опасностей, словом, профессиональный воин.

КАЗАКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОЕННОГО КОСТЮМА

Первобытные люди изобрели одежду, исходя из необходимости за­щищать тело от климатических воз­действий: холода, жары, дождя и т. д. Главным материалом повсеместно служили шкуры животных.

Но только в период патриарха­та, когда появляется племенная ари­стократия (богатыри и казаки), муж­ская одежда начинает приобретать черты военного костюма. Тем более что индоевропейцы постоянно вы­нуждены были воевать, чтобы завла­девать новыми и новыми землями.

Большие патриархальные хо­зяйства (орды), ведущие полукоче­вой образ жизни, были своеобраз­ными мини-государствами. И чтобы отличать «своих» от «чужих», каж­дая орда имела собственные знаки отличия в виде особых украшений одежды: нашивных бляшек на каф­танах и штанах, вышивок и полосок по швам (лампасов), султанов из пе­рьев или блях на шапках, различных пряжек и застежек, браслетов, гри­вен. Все это было призвано показать власть их владельцев. А кроме того украшения служили талисманами, оберегающими воинов и одновре­менно устрашающими их врагов.

Яркий пример представляют одежда и украшения саков и скифов (казаков 1 тыс. до н.э.). Их одежда состояла из выделанных (дубленых) шкур меховой стороной внутрь. Ски­фы и саки использовали также шерсть, лен, войлок, пеньку и коноплю.

Мужчины носили кафтаны и куртки. Рукава подворачивались и образовывали меховую опуш­ку. Украшался кафтан золотыми бляшками, нашивками, вышивкой. Подпоясывался широким поясом. Шаровары носили поверх обуви, они удерживались проходящими под ступней лямками (для удобства верховой езды). Подобные лямки используются и сейчас в современ­ном военном костюме. Неширокие штаны (анаксириды) заправлялись в сапоги или обвязывались вокруг щиколотки. По боковому шву штаны украшались вышивкой, полосками и т.п., что указывало на принадлеж­ность владельца к определенному роду (орде). Это были своего рода лампасы. Сапоги имели вид кожано­го чулка, плотно облегающего ступ­ню и щиколотку. Часто для удобства носок у сапог был загнут вверх. У ски­фов, саков, сарматов и савроматов были в употреблении и рукавицы.

Подобную одежду и обувь носи­ли также хеттские, хурритские, асси­рийские и персидские воины. Хетты пользовались рукавицами. Все они надевали на головы остроконечные шапки из твердого плотного войлока или кожи (кирбасии или клобуки), а также митры – особый вид башлы­ков с длинными наушниками и ко­ротким назатыльником, что защища­ло их от степных ветров и морозов.

Головные уборы обязатель­но особым образом украшались. С тех далеких времен вошла в оби­ход русского военного головно­го убора кокарда. Само это слово восходит к древнеиранскому «кок («хох») – «высокий». Для сравнения приведем немецкое «Хох» – вверх и русское «хохол» – торчащий клок волос или перьев на голове. Второй элемент в слове «кокарда» – «орда». Если перевести на русский, получим «верховный в орде». Таким образом, кокарда – показатель принадлежно­сти к касте воинов (казаков), а так­же и показатель принадлежности к определенной казачьей орде. Древ­нейшими кокардами были султаны из перьев, а также золотые бляшки, нашиваемые на переднюю часть клобука или митры.

С той поры различные кокарды, круглые или овальные, из металла или эмали, султаны из перьев, плю­мажи присутствуют на воинских головных уборах у многих народов Евразии, демонстрируя принадлеж­ность военнослужащих к армии того или иного государства.

Штаны, которые изобрели укро­тившие коня казаки, стали частью военного костюма сначала в Асси­рии (3 тыс. до н.э.), затем в Персии и Индии (2 тыс. до н.э.), куда казаки­арии пришли с Урала.

Византийское облачение воина (5–15 вв.) почти полностью копирова­ло скифский военный костюм. В Древ­ней Греции (6–4 вв. до н.э.) штаны носили только скифы-полицейские.

А римляне лишь на закате своей им­перии в 3 веке нашей эры узнали преимущества штанов от «варваров»­германцев, набеги которых они без­успешно пытались отразить.

Древние казаки (саки и скифы) носили также плащи из кожи, войло­ка или меха, которые застегивались на груди фибулами. По форме они напоминали бурку. Мужчины и жен­щины украшали себя серьгами, коль­цами, гривнами, ожерельями, брас­летами. Носили наборные пояса.

Итак, у древнейших скотовод­ческих казачьих племен России уже в 6–5 тысячелетиях до н.э., то есть с начала «конной (казачьей) эры» в истории человечества, была раз­вита высокая культура изготовления и украшения одежды, обуви и голов­ных уборов, что заложило основы формирования современного муж­ского и военного костюма у народов Евразии.

КАК ВОЗНИКЛО СЛОВО «СТАНИЦА»?

Кочевание орд предполагает остановки в пути и устройство ста­нов для отдыха, ночлега и вообще для временного проживания. В рус­ском языке есть гнездо родственных слов с корнями СТАН-СТО: стано­виться, останавливаться, стоять, стоянка, стан (полевой, воинский, казачий), стойло (для скота), стани­ца, станция, становище и др.

В санскрите также были подоб­ные слова: « стхана» – стан, стоянка, «стха» – стоять, в некоторых диалек­тах «стан» называли «штано», а «ло­шадиную стоянку» – «ашва-штано». Древние иранцы стоянку называли словом «стано». Вот от них-то в сла­вянских и германских языках по­явилось это семантическое гнездо (в англ. – to stand, station – стоять, станция, остановка; в немецком- stand, stehen, stele – стойло, стоять, стоянка). Во французском есть толь­ко «стоянка» – station. Как видим, наиболее богат словами с этим кор­нем русский язык, что и неудиви­тельно, ведь проторусский и был бо­реальным праязыком.

Если внимательно изучить кар­ту, то мы заметим, что наибольшее количество названий с формантом «стан» встречается к юго-востоку, юго-западу и югу от Урала: Башкор­тостан, Татарстан, Узбекистан, Тур­кменистан (Туркестан), Казахстан со столицей в Астане, Афганистан, Пакистан, Индостан, Белуджистан (пров. в Индии), Балтистан (обл. в штате Кашмир), Дардистан (обл. в Афганистане), Аазистан (обл. на побережье в Турции). Осетины (западные иранцы) часто называют Осетию Иристоном, а армяне Ар­мению – Айастаном. Сохранивши­еся топонимы четко показывают те пути, по которым двигались в стари­ну казаки-арии.

Но часть географических назва­ний, естественно, исчезла или при­обрела совершенно новый, порой не­узнаваемый облик. Так, в 3–7 веках в Иране существовало персидское государство с правящей династией Сасанидов. В этом государстве был ряд «царств», в том числе Сакастан (Систан) – «стан саков» и Керман (Персидская Германия). В Древней Бактрии, где жили индоевропейцы­тохары, был Тохаристан.

В Англии есть город Бостон. Ока­зывается, еще в 12 веке он носил назва­ние Botuluestan, в 13 веке – Botolfston. Город Брайтон в 1086 году назывался Beorthelmestune (Beort-helm-Stune), позже – Брайтхельмстон и только в 19 веке получил нынешнее назва­ние Брайтон. Бристоль в 1068 году за­фиксирован под названием Бригстов, где бриг – древнеанглийское – «мост», а «стов» – «место встречи».

На юге Скандинавии до наших дней стоит селение Думстен. Неког­да юг полуострова заселяли племена думнов (данов), и Думстен можно читать как Данстан (стан данов). К русскому корню «сто-стан» (сто­ять, становиться) восходит немецкое слово «штадт» и американское штат (стейт).

Как же возникли в германоя­зычных странах эти топонимы? Мы уже отмечали, что германобалто­славянская общность выделилась из иранской последней. От иранско­го союза сакских казачьих племен от­почковались «сыны саков» – саксоны (саксен) и на территории Германии в 3–4 веках создали свой племенной союз Саксонию. В 5–6 веках часть их переселилась в Британию (англы и саксы), основав здесь свои «станы».

В современной России казаче­ство активно возрождается, опира­ясь на свое великое историческое многотысячелетнее прошлое и осоз­навая поистине выдающуюся роль, которую сыграли укротители коня, хозяйственники и устроители миро­порядка – КАЗАКИ – в истории зем­ной цивилизации.

Тамара ЛИТВИНЕНКО
рисунки автора и Юрия ЛИТВИНЕНКО

 
 
 
 
 
 
 
 

Кто  на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша  фонотека

Песня "На урале"

{s5_mp3}na-urale.mp3{/s5_mp3}

Стихотворение "Казаки"

{s5_mp3}Natalia-zhalinina-kazaki.mp3{/s5_mp3}

Песня "Любо"

{s5_mp3}stih3.mp3{/s5_mp3}