Политическая, социально-экономическая обстановка, сложившаяся под влиянием внешних и внутренних факторов в Беларуси, России и Украине после целенаправленного разрушения СССР, крайне сложная и противоречивая.
В России до сих пор продолжается системный кризис, вызванный неспособностью демократической власти осуществлять последовательную национально ориентированную внутреннюю и внешнюю политику в соответствие с интересами и надеждами народа.
Разрушительное для страны и народа правление Б. Н. Ельцина оставило тяжелое наследие: расслоение общества на сверхбогатых, богатых и бедных, практически нищенствующих рабочих, крестьян и интеллигенции; развал экономики, сельского хозяйства; подрыв авторитета и былой мощи Вооруженных сил; ослабление научного и образовательного потенциала, привычных для людей социальных гарантий. И как следствие – абсолютное большинство населения испытывает чувство разочарования в демократических «реформах», неуверенность в своем, своих детей и внуков обеспеченном будущем. Народ вынужден каждодневно заниматься проблемой – как прожить этот день, как выжить семье и сохранить человеческое достоинство.
В последние годы Президенту Д. А. Медведеву удалось предпринять первые позитивные меры в экономике, социальной сфере. Общим для Беларуси, России, Украины является стремление народов к сохранению и развитию элементов единого экономического пространства, налаживанию хозяйственных, производственных связей и кооперации промышленных предприятий.
Общим для русских, белорусов и украинцев является то, что они дорожат и пытаются сохранить исторически веками сложившееся братство трех ветвей единого народа Россов, сберечь для будущих поколений общее, взаимно обогащенное культурное, историческое, духовное наследство, в основе которого всегда было, есть и будет Православие.
Именно на этом вот уже десять лет строит свою работу Постоянный Межгосударственный Координационный Совет казаков Беларуси, России, Украины (ПМКС).
Именно на этом зиждется собирательная, разносторонняя деятельность Собора Народов Беларуси, России, Украины, подразделением которого является ПМКС.
Именно высокие принципы Соборности, Единства, заложенные в работе ПМКС, призваны обеспечить трудный, но так нужный казакам успех.
Казачество Беларуси, России, Украины является частью своего народа, а каждый казак – сыном своего Отечества, защитником и слугой своего Казачьего Присуда, дарованного и предназначенного для обитания Господом Богом нашим.
В современных условиях, как и на протяжении пяти с лишним веков, казачество считало себя неотъемлемой частью государства. В период существования Российской империи, Советского Союза и ныне в условиях Российской Федерации казачество было и остается хранителем духовных ценностей белорусского, русского и украинского народов, разделяя все трудности, трагедии и славу Отечества. Вместе с тем, в современных трех славянских государствах казачество является носителем демократии, всегда готовым к государственной и иной службе.
Собственно, следование традициям защитника Отечества, охранителя его границ и территорий от посягательств любых врагов, как это было в войне 1812-1814 гг., Русскояпонскую, Первую мировую и Великую Отечественную войнах, определяет в настоящее время роль и место казачества в обществе.
Пережив в своей истории уничтожение и изгнание запорожцев из Приднепровья по указу Екатерины II, ущемление прав, запрет Петром I казачьей демократии на Дону, красный геноцид 1919-1930 гг., унесший жизни более 2 млн. человек, казаки в 1989-1990 гг. начали по своей инициативе процесс возрождения.
С тех пор прошло 20 лет, а перед нами стоят одни и те же вопросы: Каковы пути и перспективы возрождения? Каковы роль и место казачества в обществе и стоит ли нам требовать особое, некогда традиционное место и в современных государствах? Что возрождать: военное сословие, культурную автономию или народ со всеми правами и обязанностями?
Для откровенных и скрытых врагов казачества бесспорным является исторический факт – невозможно отрицать необходимость решения казачьего вопроса в новой Беларуси, России, Украине.
К нашему всеобщему удовлетворению в последние годы произошел положительный поворот власти в оценке проблем, роли и места казачества в России, Белоруссии, Украине.
Но одного только внимание и поддержки на словах нам – казакам недостаточно.
Почему? Попробуем ответить.
Исторически сложилось так, что компактное казачье население России живет на Дону, Кубани, Тереке вместе с населением, исповедующим ислам, буддизм. А в регионах нетрадиционного проживания, хотя для Уссурийских, Яицких, Сибирских, Амурских казаков места их расселения были и есть традиционные, приходится проявлять терпеливое отношение (так называемую толерантность) к носителям фундаментализма, пантюркизма, китайского устремления заселить исконно русские земли, постепенно выдавливая из этих территорий коренных сибиряков, амурцев, уральцев, как правило, казаков.
Чрезвычайно тревожное положение складывается на протяжении двух-трех десятилетий на Кубани, в Ставрополе, на Дону и других регионах Северного Кавказа. Четыреста пятьдесят тысяч русских, значительная часть из них казаков, стали беженцами с территории Чечни. А где же казаки-беженцы?
Часть нашла прибежище на Северном Кавказе, часть ушла в центр России.
Но как видно нашему Правительству нет дела до беженцев, в том числе и казаков, откуда бы они не пришли из Закавказья или республик Северного Кавказа, Чечни или северных областей Казахстана. Это проблема? Да! Проблема, требующая разработки и осуществления специальной государственной программы и постоянной правительственной опеки.
В Законе о реабилитации репрессированных народов упоминаются казаки, как народ. Но оказывается, продекларировав реабилитацию казаков, Президент Б. Н. Ельцин и его Правительства, кем бы они тогда не возглавлялись, так и не уравняли в правах казаков России с другими народами Северного Кавказа, уже много лет получающими разностороннюю материальную реабилитацию в виде строительства населенных пунктов и др.
Эта проблема остается одной из самых болезненных для казаков в начале XXI века.
Казачьи реестровые общины и общественные организации несколько лет ставят вопрос о своей государственной военной и иной службе. Но до сих пор остаются невостребованными в полную меру.
В Концепции государственной политики в отношении казачества России видна оторванность от казачьей реальности и ориентированность Правительства только на реестровых казаков.
За 20 лет казачество Беларуси, России и Украины прошло определенный путь своего возрождения. Только в России принято более 60 законодательных и нормативных актов, в том числе и «Концепция государственной политики по отношению к казачеству» в 1994 г., регулирующих жизнь и деятельность казачества.
Упорядочение казачьего самоуправления, участия казаков в органах власти на местах и в Центре могло бы стать системообразующим фактором, способствующим процессу возрождения казачества.
Пока же это вершится на уровне самодеятельности и зависит от внимания губернаторов к казачеству как организованной социальной силе с привлечением его представителей к управлению станицей, районом, областью, краем к использованию наиболее подготовленных на руководящей работе разного уровня.
Таковы проблемы, с разрешением которых казачество может обрести подобающее себе место в обществе и играть роль одной из ведущих сил.
Самое ценное и дорогое, что всегда было свято для казака – это земля, на которой он родился и вырос, научился ее защищать. Для русского казачества это было Поле между Доном и Волгой, по Северскому Донцу, позднее – просторы по реке Кубани и на Черноморском побережье, где совместным заселением и участием в охране линий обороны родилось Кубанское казачество; для пятигорцев, черкасцев из предгорий Северного Кавказа – земли Ставрополья, Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Чечни; для казаков, присоединивших просторы Сибири – земли по рекам от Урала до Амура и побережья Тихого океана. Для украинских казаков – Поднепровье. Для белорусцев (как называл их в письмах русскому царю Богдан Хмельницкий) – земли Полесья.
Все эти территории исторически назывались Казачьим Присудом. И хотя селились здесь разные народы и жили дружно, но главной силой были казаки как коренной народ – «Присудообразующий».
Это история. Но это и проблема, ждущая своего государственного разрешения. Если казаки, образовавшие свою территорию, являются коренным населением, то это надо признать, узаконить и дать возможность казакам управлять и отвечать за порядок, спокойствие, соблюдение законов государства, воспитание молодежи в духе Веры Православной, соблюдения правопорядка, традиций, культуры, землепользования, не ущемляя другие народы, исторически населяющие эти территории.
Тогда можно ожидать, что отпадут трудности с пришельцами, мигрантами, в том числе других исповеданий, норм поведения. И придет в регионы Казачьего Присуда порядок и спокойствие, чем всегда отличались поселения и города казачьи.
А пока это проблема одна из самых горячих и трудно разрешаемых без проявления политической воли руководства страны.
С уничтожением единого народнохозяйственного механизма СССР борьба политиков высшего эшелона власти и их семей за передел государственной собственности разогрели аппетиты тысяч бизнесменов, пожелавших «прихватизировать» на выгодных для себя условиях предприятия, хозяйства и целые отрасли в России и Украине. В Беларуси положение существенно отличается в лучшую сторону.
ПМКС казаков Беларуси, России, Украины в своей Концепции в качестве одной из важнейших ближайших и постоянных задач определил: «восстановление разорванных экономических связей, как основы восстановления единого экономического поля Беларуси, России, Украины».
Больше всего это касается взаимоотношений, выстраивания сотрудничества, не подменяя межгосударственных отношений, но используя свободное пространство для деятельности казачьих организаций.
По аналогии этот процесс можно сравнить с формами народной дипломатии, который постоянно в своей работе использует Собор народов Беларуси, России, Украины, опираясь на губернаторов областей, проводя выставки, обмен опытом работы предприятий, налаживая тем самым многие разорванные хозяйственные связи.
«За Веру, Царя и Отечество!» Так определялся главный смысл государственного служения и всей духовной жизни казаков на протяжении более пяти веков. Ныне у казаков осталось Отечество и Вера. Это и проявление патриотизма и сохранение традиций дедов и отцов, а вернее всего – их пробуждение после более 70 лет атеистской политики государства.
В последние полтора года активно работает Совет при Президенте Р Ф по делам казачества. Московская патриархия создала Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством во главе с Епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом. И первые шаги комитета сделаны в организации обучающих семинаров, научно-практических конференций в Москве и Ставрополе для казачьих аттаманов и священников, окормляющих казачьи войска..
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил, что берет под свое «патриаршее водительство казачье сообщество». И это реально воплощается в жизнь, в том числе и в создании казачьего отделения в Православном институте св. Иоанна Богослова.
Духовность казака в современных условиях – это следование духовным традициям отцов и дедов, это патриотическое служение Отчизне, Казачьему Присуду.
В этой связи особое значение имеет благословение Святейшего Патриарха на создание Российского Православного университета Казачьего отделения в Православном институте св. Иоанна Богослова. Особенностью приема является необходимость получения абитуриентом рекомендаций атамана и духовника или священника, окормляющего войско, с последующим собеседованием в институте.
Абитуриенты должны быть из воцерквленной православной семьи.
Прием ведется на факультеты: экономический, юридический, историческо-филологический, философско-богословский. Выпускники получают диплом о высшем образовании государственного образца, сертификат преподавателя православных дисциплин, а также документ, удостоверяющий овладение знаниями курса истории и современных проблем казачества, конно-спортивным мастерством, казачьими единоборствами. Таким образом, впервые, на специально созданном казачьем отделении студенты получают высшее образование: светское, религиозное и казачье.
Одной из важнейших задач является в этой связи объединение усилий учёных, писателей, преподавателей казачьих учебных заведений в обучении и воспитании казачьей молодежи. А чтобы этот процесс проходил успешно необходимо создание единой базы учебно-методической литературы для общероссийской сети казачьего образования.
Анатолий САЗОНОВ,
доктор философских наук,
профессор, проректор Св. Иоанна Богослова православного института