PDF версия
HTML версия
На родине Крюкова,
на речке лазоревой...
И пускай заместо снега кроет
Землю лишь пожухлая листва,
Это всё не главное, второе...
Покрова, казачьи Покрова!
Покрова Господни. Собрались казаки помолиться в Москве. А позже за нехитрым покровским застольем кубанский казак Александр Карпов вместо тоста страстно прочитал стихи… Подчеркнул – стихи донского казака, поэта Евгения Меркулова.
На мой взгляд, показалось сильно, проникновенно и главное искренно. Сразу подумалось, еще за столом, что слава Богу, жива, жива наша литература и слово казачье, крепкое, чистое, литературное живет. Живет в устах казаков настоящих и стоящих, а не ряженых, присопелившихся к былой славе предков. В этот, заканчивающийся год литературы хочется еще раз вспомнить, что исполнилось 145-лет со дня рождения замечательного представителя нашей культуры, выдающегося писателя, публициста и педагога Федора Дмитриевича Крюкова (1870–1920). Жизнь свою положившего на раскрытие тайны казачьей души.
Несмотря что осень на изломе,
Расплескалась в небе синева.
Ноне, братцы, праздник в нашем доме
Покрова, казачьи Покрова!
На родине писателя в станице Глазуновская, Кумылженского района Волгоградской области в этом году, к дню рождения писателя открылся музей. Скромно казаки, еще с оглядкой чествуют юбилей своего писателя, но тем не менее, здесь уже никому не надо объяснять – кто такой Федор Крюков и чем он известен. Мало-помалу печатаются и расходятся крохотные тиражи его книг, интернет расцвечен публикациями закрытого ранее писателя донского. И быть может впервые стоит вопрос об издании собрания сочинений Федора Дмитриевича Крюкова. Дело совсем за немногим стало – определить издательство и первый том большого творческого наследия казачьего писателя найдет своего читателя.
Однако не только музейными вопросами литературы озабочены казаки Глазуновской, поднявшие из руин здание музея и прибравшиеся на территории усадьбы. Планы станичников двинулись дальше, все больше становясь образом жизни. Объединившись вокруг идеи поднятия из забытья память о своем легендарном земляке, станичники решили сделать это примером и смыслом жизни современного казака. Создать не просто музей, а на его основе этнографический комплекс. Не сомневаясь, что походить по крюковским местам, побродить по речке лазоревой – Медведице будет немало желающих, задумали они поднять этнотуристический лагерь. На месте бывшего сада писателя взялись они создать стилизованный хутор «Крюков сад». Четвертый год держат в аренде гектар земли на краю станицы, поставили изгородь и начали строить первый дом, пробили скважину под воду. Между музеем и «Крюковым садом» реконструируется другой дом, в котором смогут остановиться и заночевать гости станицы, настоящий гостевой дом. Больше ста лет простоял старина в самом центре станицы, был еще свидетелем всей жизни большой семьи Крюковых и теперь еще послужит, отдавая тепло и уют гостям станицы.
Хоть вокруг меня не степь донская,
А шальная, шумная Москва,
Праздник каждой порой ощущаю
– Покрова, казачьи Покрова!
– Много раз уже об этом спросили. – Зачем и для кого, почему… И всякий раз не нахожу другого ответа: – После пятидесяти жизнь только начинается, если тебе есть чем заняться. Проживая в Москве без особых проблем всегда себя чувствовал ущербным перед казаками, живущими на земле, в хуторах, станицах… Ведь только там в степи, на земле встречаешь реально рассвет и утомленным взглядом провожаешь закат. По цвету солнца на закате определяешь погоду на завтра. Запахи огородной свежести дурманят и завораживают медовым ароматом цветения садовых растений. Как же всего этого не хватает в городе, хотя и там сегодня садово-парковая культура очень сильно развита. Но все же казаком можно себя вполне ощущать только на своей, родной до корней землицы.
Ждем от Богородицы мы с детства
В этот день святого волшебства,
И сегодня сладко бьется сердце.
Покрова, казачьи Покрова!
Это – праздник нашего народа,
И для вас сейчас мои слова:
Будем живы – будет и свобода!
Покрова, казачьи Покрова!