Трагические события в старинной кубанской станице Кущевская взбудоражили всю Россию. Не имеет смысла пересказывать произошедшее там. Об этом говорит вся Россия! Сейчас, когда все преступники изобличены и неотвратимо понесут наказание за всё содеянное, надо говорить не о прошлом, повлиять на которое мы уже бессильны, а задуматься о том, как дальше жить казакам станицы Кущевская.
Трагедия в казачьей станице послужила своеобразным толчком и подтолкнула многих к откровенным рассказам о других, не менее драматических событиях, но уже в других регионах. Вдохновившись примером из станицы Кущевской, ряд предпринимателей города Гусь-Хрустальный, доведенные до отчаяния беспределом уголовников и бездействием чиновников, обратились за защитой к первым лицам государства. Сюда же можно отнести информацию от предпринимателей из города Александрова, которую они сообщили руководителю СКП А. Бастрыкину, когда он лично приехал во Владимирскую область, чтобы разобраться в происходящем. Откровенный прессинг бизнесменов со стороны криминальных структур и чиновников видимо до того достал людей, что они, несмотря на реальные угрозы жизни, готовы до конца отстаивать свое человеческое достоинство и свой бизнес. С определенной долей условности можно предположить, что и массовые беспорядки, имевшие место в Москве и других городах России, также являются негативными последствиями бездействия некоторых сотрудников правоохранительных органов, которые ещё на первоначальном этапе допустили грубейшие нарушения действующего законодательства. Так необдуманные действия нескольких сотрудников, а может быть их преступное бездействие, поскольку в отношении ряда сотрудников возбуждены уголовные дела, привели к возникновению массовых выступлений националистического характера и к уличным беспорядкам, для пресечения которых были задействованы значительные силы МВД.
На праздник «Николы зимнего» сотрудники редакции журнала «Казаки» заказали в одной из церквей заупокойную службу по безвинно убиенным жителям станицы Кущевской, таким образом, выразив скорбь и соболезнования от безвременной утраты. Земля им пухом… И не имеет значения, что кто-то из них был иной веры. Разве наши прадеды и деды, сидя в одном окопе, деля пополам махорку и хлеб, тяготы и лишения, горечь отступлений и радость Победы, задумывались о том, кто стреляет рядом? Русский или татарин, узбек или дагестанец? Весь многонациональный советский народ с оружием в руках защищал Родину от фашизма. Разве не узбеки приютили в трудную годину беженцев из блокадного Ленинграда? На памятных досках братских могил высечены бесконечные фамилии погибших солдат, где есть все народности и нации… Что же касаемо убийц, не будет им прощения от людей. Только фашисты из карательных подразделений были способны на такие бесчеловечные зверства, получая удовольствие от умерщвления беззащитных младенцев и малолетних детишек. Разве могут такие «ироды-детоубийцы» быть православными? Может быть, священнослужителям стоит задуматься о таком вопросе, как отлучение убийц от церкви и Бога? Конечно, может они и атеисты, да как знать, что всех нас ждет за последней чертой… Разве могут душегубы называться казаками, тем самым позорить свой казачий род? Хотелось, чтобы атаман Кубанского казачьего войска Н. Долуда принял конструктивное решение.
Беспредел в Кущевской по-настоящему всколыхнул Россию. Не случайно журналисты центральных СМИ до сих пор освещают происходящее. Действительно, сейчас всем нам, россиянам, и, в первую очередь, казакам, надо дать собственную оценку случившемуся, сделать выводы о причинах, способствовавших возникновению трагедии. Отмолчаться в такой ситуации означает принять сторону преступников, показать свою слабину. Конечно, хочется верить, что обстановка в Кущевской нормализуется и станичники наконец-то заживут спокойно. Полученный урок не пройдет даром.
Сейчас перед казаками стоит непростая задача - как жить дальше. Поверхностные суждения ряда СМИ, основанные на сплетнях и слухах лишь усугубили и без того непростую ситуацию в станице. Более того, просматриваются откровенные подстрекательства к мести. Попытки использовать справедливое негодование казаков в целях увеличения собственных амбиций. Такие вредные разговоры надо пресекать, направлять в редакции информацию о неблаговидном поведении, подстрекательстве.
Казаки не должны поддаваться на откровенные провокации. Есть силы, которые с большим удовольствием попытаются «разыграть казачью карту» в собственных интересах, как это имело место со спортивными фанатам на Манежной площади в Москве. Хочется надеяться, что у атаманов хватит мудрости удержать казаков от опрометчивых поступков, сохранить в руках управление.
Если с ситуацией в Кущёвской сейчас всё стало понятным, может пора задуматься: «А всё ли так хорошо в других станицах? Только ли на Кубани и только ли в одной станице творился такой беспредел? Может быть, люди до сих пор молчат, потому что никому не верят? Как помочь им перешагнуть через свою слабину, поверить в себя?» Прямых ответов на такие вопросы нет, и не будет. Чтобы люди начали безбоязненно и откровенно говорить о своих горестях, их доверие надо заслужить. В настоящее время Русская православная Церковь осуществляет очень важный проект благотворительной направленности по оказанию поддержки нуждающимся. Еще во время летних пожаров РПЦ обратилась с просьбой оказать посильную помощь погорельцам. На призыв откликнулись тысячи православных, подтверждая своими поступками древний постулат о братстве в христианской вере и о том, что «рука дающего, да не оскуднеет». Это замечательный пример христианской поддержки, когда в трудной жизненной ситуации человеку оказывается бескорыстная помощь. Ещё с древней Руси повелось просить помощи «Христа ради», то есть во имя веры. Это достойный пример для казаков не только для его повторения, но и в целях завоевания доверия, чтобы люди могли открыться и откровенно рассказать о своих насущных проблемах. У каждого из нас есть больные вопросы, но таких проблем, какие были у станичников в Кущёвской, встретишь не так часто. Нужно обладать большим мужеством, чтобы публично, на собрании или на казачьем круге выступить и признать свою слабину. Многие ли из нас способны на такой поступок? Вместе с тем, с людьми надо разговаривать не официальным сухим языком, а как это делали замечательные киногерои из советских фильмов «Председатель», где образ Егора Трубникова сыграл Михаил Ульянов или любимый всеми участковый Анискин, талантливо сыгранный Михаилом Жаровым.
Почему не заглянуть на чаёк, да не поговорить по душам с казаком и его семьей? Глядишь, исподволь, шаг за шагом, душа и откроет сокровенные мысли. Люди должны видеть искреннюю заинтересованность атамана. Здесь нельзя ни солгать, ни обмануть. Если уж попросили о помощи, доверились, так надо бросить всё и помочь, а иначе грош цена всем нашим правильным словам.
Российское казачество долго добивалось своего признания со стороны государства. Наконец, 5 декабря 2005 года был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», где в п.4 ст.5 прямо указано, что казачество «принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом». Сейчас удобный момент для того, чтобы в Кущёвской не только навести порядок, но и отработать методику по созданию и функционированию казачьих дружин, которые этот порядок будут продолжать поддерживать. Только чувство безнаказанности позволяет бандитам держать верх. Как только они встречают реальную силу, активное противодействие, весь их «боевой пыл» пропадает. Во многих СМИ упоминались коррумпированные связи бандитов с некоторыми сотрудниками правоохранительных органов. А что мешает казакам отбирать смышленых казачат и направлять их в высшие учебные заведения МВД, на юридические факультеты университетов? Получив специальное образование, молодые казаки вернутся в родные станицы, где будут добросовестно исполнять свои обязанности. Разве это не государственная служба во блага Отчизны и казачества? Может быть, настало время заняться «писаниной» и официально обратиться в Совет при Президенте РФ по делам казачества с конкретными предложениями и просьбой поддержать такой проект?
Центральные газеты пишут о том, что на Манежной площади, а затем и в других местах среди митингующих было замечено много подростков. И не только мальчишек, но и девчонок. Это сигнал нам, взрослым. Отчего пацаны выходят на улицы? Почему им импонируют идеи радикализма и национализма? Как правило, большинство пацанят приезжают из экономически неблагополучных районов, где для них нет соответствующей инфраструктуры, где они вечерами бестолково шатаются по подворотням, предоставленные сами себе. Воспитывать их во время «переходного возраста» уже бесполезно. Заниматься надо с детского сада, с начальной школы. Много ли есть казаков, способных на это? Наверное, не так уж много. Но, они есть. Здесь сразу же возникает вопрос о помещении, где можно собирать ребятню. Будут ли муниципальные власти готовы предоставить такое помещение на безвозмездной основе? Вместе с тем, обеспокоенные уличными беспорядками, в настоящее время чиновники рассматривают вопрос об открытии Центров для временных мигрантов, где они будут изучать язык, традиции и др., что позволит им адаптироваться в современных мегаполисах. Может и казакам активизироваться в этом плане? Обратиться к чиновникам с просьбой предоставить помещения для организации детско-юношеских патриотических клубов? Дело это нужное и для государства - важное.
Наконец, настала пора задуматься об организации в Москве Всероссийского Центра казачьей культуры, идеей, давно культивируемой редакцией журнала «Казаки». Этнические диаспоры давно имеют собственные культурные центры. Такой Всероссийский Центр, созданный под эгидой Совета при Президенте РФ по делам казачества должен стать визитной карточкой каждого казачьего реестрового войска. Концептуальная идея такого Центра предусматривает создание комплексной инфраструктуры, как гостиница, где любой из казаков мог бы найти, если не временный кров, так хотя бы радушный прием и чашку чая, сувенирный магазинчик и магазин, в котором казаки-фермеры могли бы реализовывать собственную продукцию. Несомненно, в Центре должен быть предусмотрен конференц-зал, помещение для пресс-конференций и брифингов. Большой зал, не менее чем на 700 мест, для проведения массовых мероприятий и концертов. Помещение для передвижных экспозиций, где по очереди можно было бы рассказывать о каждом из казачьих войск. Такой проект давно востребован.
Чтобы противостоять преступности и фашизму требуется объединить наши усилия. В единстве - наша сила! Слава Богу, что мы казаки!
Максим ЕПИФАНЦЕВ